Давид Давидович Бурлюк (1882 — 1967)

Бурлюк Давид Давидович

Давид Бурлюк родился 21 июля 1882 года на хуторе Семиратовщина Харьковской губернии Российской империи в семье управляющего помещичьим имением. Семья Бурлюка была склонна к искусству; два его брата также были талантливыми художниками, Николай и Владимир Бурлюки. Род Бурлюков частично происходил от украинских казаков по отцовской линии, занимавших высшие посты в Гетманщине. Его мать, Людмила Михневич, была этнической белоруской по происхождению.

С 1898 по 1904 год учился в Казанской и Одесской художественных школах, а также в Королевской академии в Мюнхене. Его буйный, экстравертный характер признал Антон Ажбе, его профессор Мюнхенской академии, назвавший Бурлюка «чудесной дикой степной лошадью».

В 1907 году он вступил в контакт с миром русского искусства; он познакомился и подружился с Михаилом Ларионовым, и они оба считаются важными движущими силами в объединении мира современного искусства. В 1908 году Давид Бурлюк вместе с Владимиром Барановым-Россиным, Александром Богомазовым, его братом Владимиром (Владимиром) Бурлюком и Александрой Экстер организовали выставку под названием «Звено» в Киеве. Выставка провалилась, тем более что в то время все они были неизвестными художниками.

Бурлюки и Ларионовы уехали в дом вышеупомянутых братьев в Чернянке, также известной как Гилея (именно во время этого пребывания их работы стали более авангардными). А уже осенью, посещая Экстер, они организовали выставку, которая прошла на улице. И этот проект, который имел успех, позволил собрать достаточно денег для поездки в Москву.

В 1909 году Бурлюк написал портрет своей будущей жены Маруси на фоне цветов и скал крымского побережья. После этого он много раз переносил изображение своей жены на холст.

В 1910 году Давидом Бурлюком и его братьями была основана футуристическая литературная группа «Гилея» в их вышеупомянутом имении под Херсоном К ним быстро присоединились Василий Каменский и Велимир Хлебников, а в 1911 году Алексей Крученых и Владимир Маяковский. Вскоре после этого группа превратилась в литературный кубофутуризм, преобладающую форму футуризма в России.

От начала и до конца кубофутуризм всегда имел скандальную атмосферу. Художники и поэты шокировали публику тем, что ходили по общественным местам в нелепой одежде и разрисовывали лица, писали непонятные публике пьесы (наиболее известная из них — «Победа над Солнцем» о группе футуристов, стремящихся уничтожить разум) и драками между ними и публикой во время чтения стихов.

С 1910 года Давидом Бурлюк был также участником группы «Бубновый валет», а с 1910 по 1911 год посещал Художественное училище в Одессе. После 1911 года Давид сосредоточился на поэзии и манифестах, а на Рождество он познакомился с поэтом Бенедиктом Лившицем. С 1911 по 1913 год он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), а в том же году участвовал в групповой выставке «Синего всадника» в Мюнхене, в которую входил и его брат Владимир. Он также опубликовал статью в альманахе «Синий всадник».

В декабре 1912 года Бурлюк был соавтором и одним из многих подписавших манифест «Пощечина общественному вкусу» вместе с другими членами «Гилеи», одного из главных манифестов русского футуризма, движения русских поэтов и художников, которые принял принципы «Футуристического манифеста» Филиппо Маринетти.

В 1913 году его исключили из Академии художеств, как и Маяковского. В том же году Бурлюк основал издательское предприятие группы писателей-футуристов «Гилея». В 1914 году он и его брат Владимир иллюстрировали «Танго с коровами» Каменского.

В 1913–1914 Маяковский, Каменский и Бурлюк решили отправиться в поэтические гастроли. Их постоянно преследовали скандалы, даже в том случае, когда Маяковский читал Пушкина. Александр Родченко позже утверждал, что на этом концерте «я впервые увидел такую бешеную, разъяренную публику». Их деятельность продолжалась даже во время Первой мировой войны. На Рождественском вечере 1915 года, который устроили Лиля и Осип Брик, елку висели на крыше вверх тормашками, а гости приходили с овощами в петлицах и в причудливом гриме. Русский футуризм закончится только после революции 1917 года.

Большинство кубофутуристов также сопротивлялись футуристам в Италии. Краткий союз с их соперниками, эго-футуристами, закончился не очень хорошо. Коллега Бурлюка Велимир Хлебников также разработал поэтический стиль «Заум».

В 1915 году Бурлюк опубликовал книгу «Поддержка муз весной» с иллюстрациями Аристарха Лентулова, Давида и Владимира Бурлюков.

С 1915 по 1917 год проживал на Урале с частыми поездками в Москву и Петроград (Санкт-Петербург). В 1917 году участвовал в выставке с группой «Бубновый валет» в салоне художников в Москве, в которую входили Александра Экстер и Казимир Малевич.

В 1916 году его брат Владимир Бурлюк был призван на военную службу, а в 1917 году погиб в Первую мировую войну в Салониках. В следующем году, после падения анархизма (он подружился с анархистами, пока жил в заброшенном доме), Бурлюк бежал из России и начал свое путешествие в Соединенные Штаты, которое пролегло через Сибирь, Японию и Канаду. Он поддерживал контакты со своими коллегами-футуристами в России и, несмотря на то, что не знал ни слова по-английски, сумел подружиться с художницей и меценаткой Кэтрин Драйер, зарекомендовав себя среди художников этой страны. В 1922 году он поселился в США.

Бурлюк Давид Давидович

В 1924 году Бурлюк опубликовал два манифеста в стиле радио, в которых подробно описывалось утопическое искусство, которое выйдет за пределы пространства-времени и поможет человечеству в стремлении к знаниям и совершенству. Картина этого периода под названием «Пришествие механического человека в 1925–1926 годах была выставлена на Международной выставке современного искусства, организованной Société Anonyme, а в 1926 году в Бруклинском музее.

В Нью-Йорке Бурлюк развил деятельность в группах просоветской направленности и, написав стихотворение к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, добиться признания себя как «отца русского футуризма». Он был постоянным автором газеты «Русский голос». Свои сборники, брошюры и журналы Бурлюк издавал вместе с женой Марией Никифоровной и через друзей распространял эти издания преимущественно в пределах СССР.

В 1925 году Бурлюк был соучредителем Ассоциации революционных мастеров Украины (АРМУ), в которую входили Александр Богомазов, Василий Ермилов, Вадим Меллер, Александр Хвостенко-Хвостов и Виктор Пальмов. В 1927 году участвовал в выставке «Новейшие художественные течения» в Русском музее в Ленинграде (Санкт-Петербург) вместе с Казимиром Малевичем, Александром Шевченко и Владимиром Татлиным. Бурлюк — автор автобиографических очерков «Мои предки. Сорок лет: 1890–1930».

В 1930-е годы Оня Латур была заядлым коллекционером современного искусства и приобрела не менее ста работ Бурлюка.

В 1940 году Бурлюк обратился к советскому правительству с просьбой посетить его родину. В обмен он предложил значительную коллекцию архивных материалов, относящихся к его современнику и другу Владимиру Маяковскому, которую Бурлюк предложил передать в дар музею Маяковского в дополнение к более чем 100 оригинальным картинам. Просьбы Бурлюка были отклонены. Ему разрешили посетить Советский Союз только в 1956 и 1965 годах.

В 1945 году выставка была установлена в театре Ирвинг Плейс в Нью-Йорке.

В 1962 году он и его жена отправились в Австралию, где он провел выставку в галерее Мортон в Брисбене. Это была его единственная австралийская выставка. Во время пребывания там Бурлюк написал несколько этюдов и работ с австралийскими видами. С 1937 по 1966 год Бурлюк и его жена Маруся издавали «Цвет и рифма» — журнал, в первую очередь посвященный описанию деятельности Бурлюка.

Бурлюк жил в Хэмптон-Бейс на Лонг-Айленде около 20 лет, пока не умер в больнице Саутгемптона в Саутгемптоне, штат Нью-Йорк. Его дом и студия сохранились до сих пор.

У нас можно продать картину художника Бурлюк Давид Давидович или других авторов

А также оценить картину художника Бурлюк Давид Давидович через мессенджеры:

            Или загрузите изображение для оценки

Фотоальбом художника Бурлюк Давид Давидович