ХРИСТИНЕК Карл Людвиг
(1732/1733—1792/1794)
Большой популярностью в светских кругах Петербурга пользовался во второй половине XVIII века российский портретист немецкого происхождения Карл Людвиг Христинек. Юному Карлу, рано потерявшему переехавшего в Россию отца, оказало содействие в развитии его наклонностей к изобразительству, как сказали бы в наше время, немецкое землячество. Его наставником был художник Л.К. Пфанцельт, по приглашению работавший реставратором и смотрителем картин Эрмитажа.
Заговорили о Христинеке в начале 1760-х годов, когда он проявил себя при создании мозаики Полтавская баталия, которую изготовляли в мастерской самого М.В. Ломоносова. К этому же времени относятся и первые портретные работы мастера. Написанные в соответствии с существующими канонами (слегка преувеличенное благообразие, гладкая живопись, уравновешенность исполнения, подчеркивание выигрышных элементов одежды) портреты быстро завоевали известность петербургской знати.
Однако при всех достоинствах живописи К. Христинека, его работы не были вершинами русского портрета того времени, зримо и незримо уступая в живости, душевности, образности шедеврам И. Аргунова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, С. Щукина.
Христинек (Кристинек) Карл Людвиг (Логгин Захарович) — сын поселившегося в России мелкого арендатора.
Художественное образование Христинек получил в Петербурге. Одним из его учителей был Л. К. Пфандцельт, немецкий живописец и реставратор. В 1761 году Христинек руководил работой по созданию подготовительного картона для мозаичной картины «Полтавская баталия», исполненной в мастерской М. В. Ломоносова.
Христинек известен главным образом как портретист. Это первый русский живописец «из немцев»; он портретировал в основном среднее дворянство, военных, интеллигенцию, представителей петербургской немецкой колонии. Среди моделей художника нет ни «светских львиц», ни высоких государственных чинов. Портрет графа А. Г. Орлова-Чесменского (1779, ГТГ) составляет редкое исключение.
По оценке Я. Штелина, Христинек был «хороший городской живописец и удачливый портретист» (Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост., перевод с немецкого яз., вступит. ст. К.В. Малиновского. В 2-х т. Т.2 – М., 1990. С. 234.). Иногда он писал портреты, используя работы других художников. Так был выполнен, например, «Портрет Екатерины II» (1780, ГИМ) с оригинала А. Рослина. Одно из лучших произведений художника — Портрет графа А. Г. Орлова-Чесменского.
Произведения Христинека, как правило, скромны, без блеска живописной маэстрии, но исполнены строгой, точной и «добротной» кистью. Живописцу не знакомо богатство валеров — оттенков цветового тона, позволяющих показывать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита. Цвет у него порой жесткий, всегда строго в своих границах, без тонкой нюансировки, но эта верность своей манере и создает индивидуальное лицо художника. (См. Портрет графа Алексея Григорьевича Бобринского. 1769, ГЭ)
За представленный в 1785 году в Академию художеств «Портрет матери» Христинек был признан «назначенным» в академики. Тогда же ему была задана программа на звание академика — итогом работы стал «Портрет адъюнкт-ректора Ю. М. Фельтена» (ГРМ). Христинек исполнил конкурсный портрет в 1786 году, однако баллотирование не состоялось, и звание академика художник не получил.
После смерти мастера наступили долгие годы почти полного забвения. Между тем до наших дней сохранилось около сотни его произведений, что свидетельствует о большой популярности художника у современников.
Христинек Карл Людвиг
(1732/1733—1792/1794)
Большой популярностью в светских кругах Петербурга пользовался во второй половине XVIII века российский портретист немецкого происхождения Карл Людвиг Христинек. Юному Карлу, рано потерявшему переехавшего в Россию отца, оказало содействие в развитии его наклонностей к изобразительству, как сказали бы в наше время, немецкое землячество. Его наставником был художник Л.К. Пфанцельт, по приглашению работавший реставратором и смотрителем картин Эрмитажа.
Заговорили о Христинеке в начале 1760-х годов, когда он проявил себя при создании мозаики Полтавская баталия, которую изготовляли в мастерской самого М.В. Ломоносова. К этому же времени относятся и первые портретные работы мастера. Написанные в соответствии с существующими канонами (слегка преувеличенное благообразие, гладкая живопись, уравновешенность исполнения, подчеркивание выигрышных элементов одежды) портреты быстро завоевали известность петербургской знати.
Однако при всех достоинствах живописи К. Христинека, его работы не были вершинами русского портрета того времени, зримо и незримо уступая в живости, душевности, образности шедеврам И. Аргунова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, С. Щукина.
Христинек (Кристинек) Карл Людвиг (Логгин Захарович) — сын поселившегося в России мелкого арендатора.
Художественное образование Христинек получил в Петербурге. Одним из его учителей был Л. К. Пфандцельт, немецкий живописец и реставратор. В 1761 году Христинек руководил работой по созданию подготовительного картона для мозаичной картины «Полтавская баталия», исполненной в мастерской М. В. Ломоносова.
Христинек известен главным образом как портретист. Это первый русский живописец «из немцев»; он портретировал в основном среднее дворянство, военных, интеллигенцию, представителей петербургской немецкой колонии. Среди моделей художника нет ни «светских львиц», ни высоких государственных чинов. Портрет графа А. Г. Орлова-Чесменского (1779, ГТГ) составляет редкое исключение.
По оценке Я. Штелина, Христинек был «хороший городской живописец и удачливый портретист» (Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России / Сост., перевод с немецкого яз., вступит. ст. К.В. Малиновского. В 2-х т. Т.2 – М., 1990. С. 234.). Иногда он писал портреты, используя работы других художников. Так был выполнен, например, «Портрет Екатерины II» (1780, ГИМ) с оригинала А. Рослина. Одно из лучших произведений художника — Портрет графа А. Г. Орлова-Чесменского.
Произведения Христинека, как правило, скромны, без блеска живописной маэстрии, но исполнены строгой, точной и «добротной» кистью. Живописцу не знакомо богатство валеров — оттенков цветового тона, позволяющих показывать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита. Цвет у него порой жесткий, всегда строго в своих границах, без тонкой нюансировки, но эта верность своей манере и создает индивидуальное лицо художника. (См. Портрет графа Алексея Григорьевича Бобринского. 1769, ГЭ)
За представленный в 1785 году в Академию художеств «Портрет матери» Христинек был признан «назначенным» в академики. Тогда же ему была задана программа на звание академика — итогом работы стал «Портрет адъюнкт-ректора Ю. М. Фельтена» (ГРМ). Христинек исполнил конкурсный портрет в 1786 году, однако баллотирование не состоялось, и звание академика художник не получил.
После смерти мастера наступили долгие годы почти полного забвения. Между тем до наших дней сохранилось около сотни его произведений, что свидетельствует о большой популярности художника у современников.
Христинек Карл Людвиг
У нас можно продать картину художника Христинек Карл Людвиг или других авторов
А также оценить картину художника Христинек Карл Людвиг через мессенджеры: