Талантливый художник и педагог, Д. Н. Кардовский наиболее известен как иллюстратор произведений русской классической литературы и автор композиций на исторические темы.

Ученик П. П. Чистякова и И. Е. Репина в Петербургской Академии Художеств ( 1892-96), он изначально усвоил принципы реалистического художественного метода, видел свою задачу не в том, чтобы слепо копировать природу, а в постижении ее законов и следовании им.

Для развития живописного дарования Кардовского большое значение имели занятия (1896-1900) в популярной в то время мюнхенской школе А. Ашбе, постепенно эволюционировавшего от классического академизма к пленэрной живописи. Еще одним источником, заметно повлиявшим на творчество Кардовского, стала деятельность объединения Мир искусства с его рациональным интеллектуализмом, хорошо выражавшим основную, принципиальную линию петербургской культуры в противовес эмоционально-стихийной московской.

Наиболее известные работы Кардовского в области книжной иллюстрации - рисунки к Каштанке А. П. Чехова (1903), Невскому проспекту Н. В. Гоголя (1904), большой цикл иллюстраций, в том числе цветных, к Горю от ума А. С. Грибоедова (1907). Причем, если, иллюстрируя Каштанку и Горе от ума, Кардовский проявляет талант бытописателя, мастера по созданию острых и метких типажей, то, обращаясь к Невскому проспекту, он трансформирует свой стиль в сторону большего изящества и графической условности. Все это позволяет говорить о влиянии на художника книжной графики Мира искусства, создавшего эстетику новой книги, решенной в совокупности всех составляющих ее элементов как единый организм, как специфическое художественное произведение.

Иллюстрации к Невскому проспекту выполнены Кардовским для Кружка любителей русских изящных изданий и отвечают скорее вкусам заказчиков, чем самого художника с его тягой к предметной конкретности и определенности типажей. Такова природа таланта художника, позволившая ему органично проявить себя в области театрально-декорационного искусства.

Произошло это в 1920 г., когда Кардовский начал оформлять пьесы Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. С. Тургенева для московского Малого театра. Показательно, что его театральные эскизы по тщательности разработки аксессуаров, костюмов и обстановки приближаются к самостоятельным, вполне завершенным мизансценам. В равной степени это относится и к изображениям персонажей. Для каждого Кардовский нашел свой характерный портретный типаж, выразительные позу и жест. Поэтому не удивительно, что театральные эскизы, созданные для постановки Ревизора в 1922 г., затем были изданы в виде книжных иллюстраций. Кроме наиболее удачных рисунков к произведениям Чехова и Гоголя, Кардовский также обращался к повестям Л. Н. Толстого Детство, Отрочество, Юность, роману Война и мир, басням И. А. Крылова, рассказам И. С. Тургенева. Иллюстрировал он и Петра I А Н. Толстого, Соть Л. М. Леонова, знаменитого Робинзона Крузо Д. Дефо и другие произведения классической литературы.

Умение почувствовать и воспроизвести наиболее характерные особенности исторической эпохи, вкус к передаче самой атмосферы времени позволили Кардовскому обратиться к исторической тематике. Здесь, как и в книжной графике, нельзя не заметить влияния художников Мира искусства, сказавшегося прежде всего в интересе к личности Петра I. Так, в начале 1900-х гг. Кардовский выполняет несколько сюжетов в серии школьных Картин по русской истории для московского издательства И. Н. Кнебеля: Привал в походе времен Петра I (1903), Заседание Сената при Петре I (1908), Солдаты Петра I (1908). Тему петровской эпохи в русской истории Кардовский не оставлял и позднее. В 1918 г. он написал картину Петр I под Переславлем, а в 1927-м - Петр I на Переславском озере.

Художник создал также целый цикл работ, посвященных А. С. Пушкину и декабристам. Их стилистическая особенность заключается в своеобразном равновесии живописного и графического начал: Кардовский лепит форму цветом внутри графического контура. Не меньшее значение, чем художественное творчество Кардовского, имела для русской культуры его педагогическая деятельность. Склонность к ней проявилась у художника еще в период обучения в АХ.

Вскоре после возвращения из Мюнхена он становится ассистентом в мастерской И. Е. Репина, а с 1907 по 1918 г. самостоятельно руководит мастерской. В 1920-30 гг. Кардовский -профессор Вхутемаса - Вхутеина; в 1933- 34 гг. преподает в ленинградском ИЖСА. Его педагогические принципы сводились к тому, что задачи школы всегда отделялись от задач искусства. И если в школе будущий художник должен был крепко усвоить то, что идет от закона природы, то в дальнейшем, формируя свой творческий метод, он должен опираться на другой закон, который на основе природы открывает сам, так как понять этот закон в школе невозможно, - считал Кардовский. Тем самым он не посягал на выбор учеником собственного пути в искусстве, внимательно относился к поискам индивидуальности уже в ученических работах. Вот почему с таким уважением вспоминали о Кардовском его бывшие ученики - Д. А Шмаринов, Б. А Дехтерев, В. П. Ефанов, Н. Э. Радлов, С. В. Ряпгина, П. М. Шухмин и многие другие художники, оставившие заметный след в истории отечественного искусства.



Кардовский Дмитрий Николаевич (1866-1943)

Кардовский Дмитрий Николаевич

У нас можно продать картину художника Кардовский Дмитрий Николаевич или других авторов

А также оценить картину художника Кардовский Дмитрий Николаевич через мессенджеры:

            Или загрузите изображение для оценки