Лансере Евгений Евгеньевич (1875-1946)
Семейная традиция (отец - скульптор Е. А. Лансере, дядя - А. Н. Бенуа) предопределила художественное поприще Е. Е. Лансере.
Получив образование (Рисовальная школа при ОПХ, 1892-96; в Париже у Ф. Коларосси и Р. Жюлиана, 1896-99), он, так же естественно, в силу родственных и дружеских связей, оказался членом объединения Мир искусства и сотрудником его журнала. Но, во многом разделив коллективную программу европеизации искусства, Лансере остался не затронут характерным для его круга ностальгическим ретроспективизмом.
Его работы в журналах (Мир искусства, Золотое руно, Аполлон), в книжной графике (Венок Врангелю, Царская охота на Руси, обе 1902; Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны, 1910) и в сценографии (спектакли петербургского Старинного театра) утверждают принципы нового стиля; однако в исторических стилизациях (Петербург. У старого Никольского рынка, 1901; Петербург начала XVIII века, 1906; Ботик Петра I, 1906; Корабли времен Петра I, 1911) нет печали об ушедшем, но есть радостное, романтически-взволнованное повествование, любование архитектурной и корабельной фактурой, декоративной красотой петербургских марин.
Сатирические рисунки в журналах Зритель, Жупел и Адская почта (после закрытия Жупела Лансере взял на себя издание Адской почты), а также участие в создании Календаря русской революции (1907, запрещен сразу же после выхода) тоже несколько выделяют художника из мирискуснического круга: сатира Лансере слишком конкретна, а политическая ориентированность очевидна.
Лучшая предреволюционная работа Лансере - иллюстрации к Хаджи-Мурату Л. Н. Толстого (в полном виде книга вышла в 1918 г.) - как бы знаменует непрерывность его творческой биографии: несмотря на мирискусническое понимание книжного ансамбля и изысканную графичность петербургских разворотов, общий декоративно-живописный строй иллюстраций предвосхищает цикл к толстовским Казакам (1917-36).
Кавказская тема сделалась важнейшей для художника и по житейским обстоятельствам: три года (1917-20) он провел в Дагестане, затем долго жил в Тбилиси - работал рисовальщиком в Музее этнографии, в Кавказском археологическом институте (выезжая в этнографические экспедиции), был профессором Тбилисской АХ.
С переездом в Москву (1933) начинается новый этап его деятельности, связанный отчасти с театром (Горе от ума в Малом театре, 1938), но более всего с монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы Москва, зала Большого театра). Главный мотив росписей - праздничное ликование народов молодой строящейся страны. Дар перспективиста и декоративиста и органическая, без риторики, мажорность мироощущения художника нашли выход в этой сфере.
Характерно, что, работая над плафоном ресторана Казанского вокзала, Лансере не вспоминает собственных дореволюционных эскизов той же росписи - тогда союз Европы и Азии изображался аллегорически (Европа на быке, Азия на драконе), теперь же аллегория сменилась конкретными сценами дружбы народов. Одна из последних работ Лансере - серия гуашей Трофеи русского оружия (1942) Являясь актуальным откликом на военные события, эта серия выражает неизменно важную для художника тему исторической преемственности.
Лансере Евгений Евгеньевич
Семейная традиция (отец - скульптор Е. А. Лансере, дядя - А. Н. Бенуа) предопределила художественное поприще Е. Е. Лансере.
Получив образование (Рисовальная школа при ОПХ, 1892-96; в Париже у Ф. Коларосси и Р. Жюлиана, 1896-99), он, так же естественно, в силу родственных и дружеских связей, оказался членом объединения Мир искусства и сотрудником его журнала. Но, во многом разделив коллективную программу европеизации искусства, Лансере остался не затронут характерным для его круга ностальгическим ретроспективизмом.
Его работы в журналах (Мир искусства, Золотое руно, Аполлон), в книжной графике (Венок Врангелю, Царская охота на Руси, обе 1902; Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны, 1910) и в сценографии (спектакли петербургского Старинного театра) утверждают принципы нового стиля; однако в исторических стилизациях (Петербург. У старого Никольского рынка, 1901; Петербург начала XVIII века, 1906; Ботик Петра I, 1906; Корабли времен Петра I, 1911) нет печали об ушедшем, но есть радостное, романтически-взволнованное повествование, любование архитектурной и корабельной фактурой, декоративной красотой петербургских марин.
Сатирические рисунки в журналах Зритель, Жупел и Адская почта (после закрытия Жупела Лансере взял на себя издание Адской почты), а также участие в создании Календаря русской революции (1907, запрещен сразу же после выхода) тоже несколько выделяют художника из мирискуснического круга: сатира Лансере слишком конкретна, а политическая ориентированность очевидна.
Лучшая предреволюционная работа Лансере - иллюстрации к Хаджи-Мурату Л. Н. Толстого (в полном виде книга вышла в 1918 г.) - как бы знаменует непрерывность его творческой биографии: несмотря на мирискусническое понимание книжного ансамбля и изысканную графичность петербургских разворотов, общий декоративно-живописный строй иллюстраций предвосхищает цикл к толстовским Казакам (1917-36).
Кавказская тема сделалась важнейшей для художника и по житейским обстоятельствам: три года (1917-20) он провел в Дагестане, затем долго жил в Тбилиси - работал рисовальщиком в Музее этнографии, в Кавказском археологическом институте (выезжая в этнографические экспедиции), был профессором Тбилисской АХ.
С переездом в Москву (1933) начинается новый этап его деятельности, связанный отчасти с театром (Горе от ума в Малом театре, 1938), но более всего с монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы Москва, зала Большого театра). Главный мотив росписей - праздничное ликование народов молодой строящейся страны. Дар перспективиста и декоративиста и органическая, без риторики, мажорность мироощущения художника нашли выход в этой сфере.
Характерно, что, работая над плафоном ресторана Казанского вокзала, Лансере не вспоминает собственных дореволюционных эскизов той же росписи - тогда союз Европы и Азии изображался аллегорически (Европа на быке, Азия на драконе), теперь же аллегория сменилась конкретными сценами дружбы народов. Одна из последних работ Лансере - серия гуашей Трофеи русского оружия (1942) Являясь актуальным откликом на военные события, эта серия выражает неизменно важную для художника тему исторической преемственности.
Лансере Евгений Евгеньевич
У нас можно продать картину художника Лансере Евгений Евгеньевич или других авторов
А также оценить картину художника Лансере Евгений Евгеньевич через мессенджеры: