Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943)

Лентулов Аристарх Васильевич

Аристарх Васильевич Лентулов родился 4 января (16 января по новому стилю) 1882 года в селе Нижнее Ломово Пензенской области в семье сельского священника, умер 15 апреля 1943 в Москве (похоронен на Ваганьковском кладбище). Аристарх Лентулов как один из крупнейших представителей Московской школы искусств, был крупным русским художником-авангардистом кубистической направленности, также он работал над декорациями для театра.

В пародийно-игровом автопортрете 1913 года Аристарх Лентулов изобразил себя балаганным богатырем, что в главном соответствовало его характеру и жизненной роли. Будучи одним из инициаторов объединения Бубновый валет, он представлял в нем самый наивный и национальный фланг и одновременно был наиболее последовательным кубофутуристом.

Лентулов учился в художественных институтах в Пензе (1898–1900 годы) и Киеве (1903–1905 годы), а также в Петербурге в мастерской Дмитрия Кардовского с 1906 по 1907 год.

Зимой с 1911 по 1912 год Лентулов побывал в Париже, мекке русских художников-авангардистов, и некоторое время работал в Академии де ла Палитра с кубистами Анри Ле Фоконье и Жаном Метценже. Увлечение Лентулова кубизмом совпало с его участием в группе «Бубновый валет», которую он основал вместе с Михаилом Ларионовым, Натальей Гончаровой, Петром Кончаловским и другими в 1909 году. Он участвовал в первой выставке «Бубнового валета», а также в последующих выставках группы, участвую во всех дебатах и скандалах.

1910-е годы были для Лентулова периодом творческой продуктивности и экспериментов. Его тянуло к орфизму, и под влиянием французского художника Роберта Делоне он написал аллегорические произведения, такие как «Портрет войны 1812 года» (1912 год) и многочисленные пейзажи города Кисловодска в России (1913 год). Некоторые из этих картин, граничащие с беспредметностью, удивляют своей монументальностью.

После своего возвращения в Россию в 1912 году, совместно с Василием Кандинским и Казимиром Малевичем он оказал большое влияние на то, что стало русским футуризмом и, в частности, кубофутуризмом.

Его личный стиль сформировался к середине 1910-х годов, когда он синтезировал пространственные концепции кубизма, колорит фовизма и декоративный узор народного искусства. Его стиль достиг своего апогея в нескольких панно со сказочно-декоративными изображениями памятников старой московской архитектуры, таких как Храм Василия Блаженного (1913 год), Колокольный звон (1915 год), Небесный свод или Декоративная Москва (1915 год). Широкое использование Лентуловым коллажей из золотой и серебряной фольги выделяло его яркие и красочные картины среди остальных. Этот прием придал картинам элемент иконописного свечения и мистики.

Лентулов Аристарх ВасильевичАристарх Лентулов, 1930 год

Лентулов вместе с Владимиром Маяковским и Казимиром Малевичем сформировал еще одну группу под названием «Сегодняшний лубок». Они создавали сатиру, направленную против Австрии и Германии. Искусство черпало вдохновение из русского фольклора и искусства лубка. Собственное искусство Лентулова было во многом вдохновлено традиционной и народной русской архитектурой.

С дореволюционных времен Лентулов активно участвовал в различных театральных проектах: оформлял спектакли Камерного театра («Виндзорские весёлые жены», 1916), участвовал в декорациях к постановке «Прометея» Скрябина в Большом театре в 1919.

В течение короткого периода после Октябрьской революции Лентулов принимал активное участие в культурном развитии новой России и ее художественной политике. Он оформлял московские декорации к первой годовщине революции (1918 год), писал монументальные фрески для таких заведений, как «Кафе поэтов» (1918 год), работал над театральными декорациями и преподавал искусство с 1920 по 1930 годы. Он также помог основать Общество московских художников (1926 год).

В 1920-1930 годах Лентулов все больше увлекался живописью с натуры, и использование декоративных элементов в его картинах практически сошло на нет. Его лучшие пейзажи конца 1920-х годов проникнуты трагизмом, отражая ощущаемое им противоречие между выполнением требований сталинской эпохи и собственной склонностью к иному виду искусства.

В 1928 году Лентулов вступил в Общество московских художников, в которое входили художники, ранее связанные с группой «Бубновый валет». Он стал председателем Общества, а также начал преподавать в Российском государственном художественно-техническом училище (ВХУТЕМАС).

В 30-х годах его творческая активность реализуется главным образом в работе в театре, вообще соответствовавшей бравурно-оптимистическому складу характера художника. Особенно продуктивным было его соавторство с режиссерами А. Я. Таировым, Ф. Ф. Комиссаржевским и В. И. Немировичем-Данченко.

Наиболее известно из его театральных работ оформление спектакля Испанский священник (1934, пьеса Ф. Бомонта и Дж. Флетчера) на сцене МХАТа 2-го. Занимался Лентулов и педагогической деятельностью - преподавал во Вхутемасе (с 1920 года), в МГХИ (1937-1943 годы).

У нас можно продать картину художника Лентулов Аристарх Васильевич или других авторов

А также оценить картину художника Лентулов Аристарх Васильевич через мессенджеры:

            Или загрузите изображение для оценки