Я художник, живущий взволнованной эмоциональной жизнью, современностью - так сформулировал свое творческое кредо А. Н. Самохвалов в биографической повести Мой творческий путь. И действительно, современный художнику мир, строительство новой жизни, нового быта, миропознание сей минуты завораживали художника, стремящегося отразить свои впечатления.

Родился Самохвалов на тверской земле, где и провел детские годы. Он рано пристрастился к рисованию, под руководством школьного учителя писал этюды на природе.
В 1914 г. поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при АХ. Постигая премудрости профессии архитектора, увлекся живописью, цветом.
В 1918 г. вынужден был прервать занятия и уехал в родной Бежецк, где участвовал в оформлении массовых празднеств, посвященных Октябрьской революции.

После возвращения в 1919 г. в Петроград Самохвалов поступает на живописный факультет ГСХМ, в мастерскую К. С. Петрова-Водкина. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, поиски соотношения цвета и формы увлекли начинающего художника. Выражение своего видения, ощущения динамики времени стало непреложным спутником Самохвалова.

Путешествие в 1921 г. в Самарканд и работу в экспедиции Института истории материальной культуры, в состав которой входил и К. С. Петров-Водкин, формирующийся художник переживал как перелом в своем мировоззрении и творчестве. Действительно, в работах самаркандского периода, а также выполненных по возвращении, можно видеть уже руку взрослого, самостоятельно мыслящего человека, вполне сложившегося художника (Шахи-Зинда, У источника. Самарканд, Продавец воды, Бессонница, Афрасиаб, все 1921).

Столь же сильное впечатление произвело на Самохвалова участие в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он был пленен древнерусской фресковой живописью. Принимая практически безоговорочно строительство социалистического общества, Самохвалов активно включается в художественную жизнь государства, максимально сближая свои творческие задачи, открытия и откровения с гущей народной. Именно ему принадлежит программное произведение советского искусства 1930-х гг. - Девушка в футболке (1932). В этом произведении воплотилось стремление художника к созданию образа современника, формировавшегося новым обществом в труде, в подвиге, в торжестве достигнутого, выразилось понимание своих живописных задач, реализовалось фресково-монументальное ощущение действительности. Можно восхищаться умением художника не польстить ни эпохе, ни натуре, умением выявить то главное, что позволяло современникам восторгаться созданным образом духа времени, а нам, потомкам, видеть этот холодный, колючий взгляд не девушки, а строителя социалистического общества, жесткого и целеустремленного, чуждого всему человеческому.
Образ современника - молодого созидателя здоровой жизни - необычайно полно выразился в сюжетах искусства 1930-х гг., связанных с физкультурой, этим новым культом советского общества. И для Самохвалова физкультура была радостью бытия, той радостью, которая накапливала потенциал преодоления трудностей в борьбе за построение новой жизни.... Достаточно вспомнить его договорную картину Военизированный комсомол (1932-33), серии работ, графических и живописных: Физкультурницы (1935), Метростроевки (1934-37).

В 1937 г. работа Девушка в футболке была включена в экспозицию Международной выставки в Париже и удостоена золотой медали. Тогда же за панно Советская физкультура, выполненное для советского павильона, и за иллюстрации к Истории одного города М. Е. Салтыкова-Щедрина художник получает два Гран-при Международной выставки. История одного города была встречена и соотечественниками почти восторженно.

Редкая книга 1930-х гг. получала безоговорочное признание и удостаивалась рецензии с заголовком: Шедевр полиграфического искусства (газета Вечерний Ленинград). Книгой и книжной графикой Самохвалов занимался с 1925 г., сотрудничая с ленинградскими издательством Радуга и Детгизом. Не одно поколение советских читателей помнит героев его книжек-картинок Ночные страхи (1927, текст Н. Н. Асеева), Водолазная база (1928), Мстительный Худжар (1929).

С середины 1930-х гг. художника приглашают работать в театры. Он оформляет спектакли Бесприданница А. Н. Островского (режиссер О. А. Морщихин, 1935, ГБДТ, Ленинград), Горячее сердце А. Н. Островского и Стакан воды Э. Скриба (оба 1943, Академический театр драмы им. А. С. Пушкина, Ленинград) и др.

В 1950-х гг. Самохвалов создает серию портретов жены, пишет картину В филармонии (1956), пейзажи, среди которых особой лиричностью отличается небольшой холст Аллея Керн, решенный в изысканной сине-зеленой гамме, пронизанный поэтическим лунным светом.

По-разному критики, современники оценивали и воспринимали творчество художника. Хотя и для почитателей его таланта, и для не приемлющих его творчество он был и остается певцом социалистического рая. При жизни официально признанный, сумевший найти и выразить то, что хотел, узнаваемый, Самохвалов обладал своим стилем, видел красоту в современности.

Самохвалов Александр Николаевич

У нас можно продать картину художника Самохвалов Александр Николаевич или других авторов

А также оценить картину художника Самохвалов Александр Николаевич через мессенджеры:

            Или загрузите изображение для оценки