Торелли Стефано (1712-1780)

Cтефано Торелли попал в Россию уже зрелым мастером, в 1762 году. Он был учеником известного неаполитанского художника и архитектора Франческо Солимена (у него же учился Пьетро Ротари), приверженца декоративного рококо, затем работал в Венеции, где окончательно сформировалась его творческая манера.

В 1740 году Август III пригласил Торелли в Дрезден для постоянной работы при дворе. Росписи дрезденских дворцов, выполненные художником, погибли во время второй мировой войны: лишь в видах Дрездена кисти Белотто изображения человеческих фигур принадлежат Торелли.

В 1740-1760-е годы он работал в немецких городах - в Байрейте, Фрауенбурге, Ростоке, расписывал плафоны, писал портреты и алтарные картины. Последний заказ такого рода, перед тем как по приглашению И.И.Шувалова отправиться в Петербург, - десять настенных картин с аллегорическими композициями в зале аудиенций ратуши города Любека (1759-1761).

В России Торелли, назначенный профессором Академии художеств, продолжает работать с той же интенсивностью и размахом, то есть делать все: портреты, плафоны, стенные росписи, пышные аллегорические композиции и мифологические сцены выполняются им быстро и с равной умелостью. Это обеспечивает ему успех и возможность большого количества заказов.

Среди произведений Торелли не все известны и далеко не все сохранились до наших дней - можно лишь доверять описаниям биографа. Однако до нас дошло едва ли не главное по значению произведение Торелли - его цикл работ по оформлению Китайского дворца в Ораниенбауме, включающий девять настенных панно с изображениями муз и плафон на тему Венера и грации для так называемого Зала Муз (конец 1760-х - начало 1770-х), панно Похищение Ганимеда и Юнона с гением для Большого зала (1768), картины Тоскующий Марс, Венера, Диана и Эндимион для Сиреневой гостиной.

В картинах и плафонах Торелли почти нет прямых линий - здесь все состоит из прихотливых изгибов, рокайльных завитков, все тяготеет к формам круга и овала; материальные формы подчеркнуто лишены конструктивности. Изысканность блеклых гамм, оживленных позолотой, капризная асимметрия орнамента - бесконечных арабесок, растительных мотивов, развевающихся лент, мечтательно-изнеженное опадание линий и складок - эти черты, в полной мере проявившиеся в живописи, украшающей Китайский дворец, присущи большинству работ Торелли.

Но приверженность Торелли стилю рококо была основной причиной того, что его изысканное и умелое искусство не получило широкого отклика, не сделалось предметом подражаний (подобно тому как это произошло десятилетием раньше с Ротари). В России уже набирал силу классицизм, формировалась иная эстетика, для которой естественными были работы А. Лосенко и П. Соколова, а сама по себе живописная свобода картин Торелли воспринималась как нечто отжившее.

Характерно, что портреты Торелли гораздо строже и проще его композиций; в них есть психологическая точность и зоркость видения, - лишь только когда сама модель провоцирует художника на облегченное, декоративно-нарядное решение, появляются портреты, выполненные в светлой гамме, где содержание образов сведено к красоте, очарованию и грации (Портрет графини А.А.Чернышевой)

Торелли жил в России c 1762г до конца жизни и был захоронен в Санкт-Петербурге в 1780г.

В разнообразной картине россики (творчества иностранцев на русской службе) каждое художественное явление в разной степени помогало формированию - сложными и опосредованными путями - самостоятельной русской школы. Сыграл свою роль в этом неоднозначном процессе и Стефано Торелли.

Торелли Стефано

У нас можно продать картину художника Торелли Стефано или других авторов

А также оценить картину художника Торелли Стефано через мессенджеры:

            Или загрузите изображение для оценки