Краснопевцев Дмитрий Михайлович (1925-1995)
Родившийся 2 июня 1925 года в Москве талантливый график Краснопевцев был представителем «неофициального» советского искусства. Кроме того, один из наиболее значительных представителей советского нонконформизма второй половины ХХ века и Второго русского авангарда.
Его первые работы относятся к послевоенному времени, а стиль, сделавший Краснопевцева по-настоящему самобытным художником, сформировался к началу 1960-х годов. Характеризуя этот стиль, критики используют термин «метафизический натюрморт».
Заниматься изобразительным искусством он начал в 1942 году в Московском областном художественном училище памяти 1905 года. Однако в 1943 году, как и многим его современникам, ему пришлось отправиться на фронт. После окончания Великой Отечественной войны окончил институт. Затем он работал учителем рисования в средней школе, а в период с 1949 по 1955 год снова учился, но уже в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова.
После обучения около 20 лет проработал в рекламном кино. С 1976 года – член Московского объединенного комитета художников-графиков, а с 1982 года принят в Союз художников СССР. Однако когда один из его натюрмортов появился в журнале «Жизнь», это изменило его жизнь в худшую сторону. Раскритикованного в советской прессе Краснопевцева, обвиненного в формализме, исключили из Союза художников.
Соответственно, это уменьшало возможность проведения дальнейших выставок. Но благодаря друзьям-коллекционерам они стали проходить у них дома. С 1950 по 1960 годы активно участвовал в творческом процессе, но позже стал вести закрытый образ жизни.
Дмитрий Краснопевцев – яркий представитель метафизического направления в искусстве поколения «шестидесятников». В начале 1960-х годов основной темой творчества художника стал натюрморт с разбитой керамической посудой, окаменелостями, сухими растениями, ракушками – жанр, сочетающий традиции символизма и сюрреализма. Однако начал он с живописи и офорта.
Офорт в творчестве художника появился не случайно: в институте его учителем был мастер миниатюрного офорта Матвей Алексеевич Добров, который был хранителем этого ремесла. В частности, он старался передать свои тайны своим ученикам. Занимаясь столь специфическим видом станковой графики, Добров заметил склонность молодого художника к офорту и смог оценить его художественный дар. Он считал Краснопевцева одним из своих лучших учеников и в одном из писем даже рекомендовал его другому мастеру офорта – Игнатию Игнатьевичу Нивинскому.
Основной жанр Краснопевцева – «метафизический натюрморт». Похожие друг на друга, зачастую монохромные работы сближают его с другими представителями этого искусства. В частности, Рене Магритт, Джорджо Де и особенно Джорджо Моранди, с которым критики часто сравнивали Краснопевцева. Его видение мира, моральные и эстетические предпочтения не изменились на протяжении всей жизни, несмотря на то, что значительная ее часть прошла в полном уединении.
Разбитые кувшины, вазы, веточки, камешки – в этих предметах художник видел свою собственную, невидимую красоту, которую он изображал на своих картинах. «Ненужные вещи», как он сам их называл, не могут быть красивыми с точки зрения эстетики, но художник доказывает обратное. Его стиль рисования превращает вещи в символы, имеющие абсолютно открытый смысл. Это значит, что каждый зритель может придать своему произведению особый смысл, став, таким образом, соавтором. Но, возможно, художник просто хотел изобразить саму «ненужную вещь», не придав ей никакого значения. Сами картины привлекают внимание, хотя они, чаще всего – выполнены в темных тонах. Он выбрал естественные землистые цвета, однако кажется, что работа блестит. Благодаря этому Краснопевцев довольно узнаваем.
Его работы получили мировое признание и являются предметом гордости многих коллекционеров Европы и Америки. Но несмотря на это, литературы о нем практически нет. За 50 лет он создал около 1000 картин. Была опубликована лишь небольшая их часть, а также дневники и частично графика. Творчество Дмитрия Михайловича сложно отнести к какому-либо направлению или школе. Это один из тех художников, который имеет свою уникальную манеру письма.
После его смерти 28 февраля 1995 года Лидия Павловна Краснопевцева, жена художника, передала в дар Музею личных коллекций около 700 предметов. Так появился зал «Мастерская Дмитрия Краснопевцева». Это отдельная комната, где собраны не только все разнообразные произведения художника, но и предметы, служившие ему. В нем можно увидеть множество вещей, не имеющих друг с другом ничего общего. Все потому, что сбор собирался по принципу «все, по каким-то причинам заслуживающее внимания». Друзья Краснопевцева отмечают, что мастерская была для него своего рода убежище.
У нас можно продать картину художника Краснопевцев Дмитрий Михайлович или других авторов
А также оценить картину художника Краснопевцев Дмитрий Михайлович через мессенджеры: