Кустодиев Борис Михайлович (1878 - 1927)
Борис Кустодиев родился 7 марта (23 февраля постарому стилю) 1878 года, был российским, а затем советским художником и сценографом.
Борис Кустодиев родился в Астрахани в семье профессора философии, истории литературы и логики местной духовной семинарии. Его отец умер молодым, и все финансовые и материальные тяготы легли на плечи матери. Семья Кустодиевых арендовала небольшой флигель в богатом купеческом доме. Именно там у мальчика сложились первые впечатления об образе жизни провинциального купечества. Позже художник писал: «Весь смысл богатой и обильной купеческой жизни был прямо у меня под носом... Это было похоже на что-то из пьесы Островского». Эти детские наблюдения художник сохранял на долгие годы, воссоздавая их позже маслом и акварелью.
В 1893–1896 годах Кустодиев учился в духовной семинарии и брал частные уроки живописи в Астрахани у Павла Власова, ученика Василия Перова. Впоследствии, с 1896 по 1903 год, он посещал мастерскую Ильи Репина при Императорской Академии художеств в Петербурге. Одновременно он брал уроки скульптуры у Дмитрия Стеллецкого и офорта у Василия Мате. Впервые он выставился в 1896 году.
«Я возлагаю большие надежды на Кустодиева», — писал Репин. «Он талантливый художник и вдумчивый и серьезный человек с глубокой любовью к искусству; он тщательно изучает природу...» Когда Репину было поручено написать масштабное полотно к 100-летию со дня рождения Госсовета он пригласил Кустодиева быть своим помощником. Картина была чрезвычайно сложной и требовала огромного труда. Вместе со своим учителем молодой художник сделал портретные этюды к картине, а затем выполнил правую часть итоговой работы. Также в это время Кустодиев выполнил серию портретов современников, которых он чувствовал своими духовными товарищами. В их число входили художник Иван Билибин (1901, ГРМ), Молдовцев (1901, Краснодарский краевой художественный музей), гравер Матэ (1902, ГРМ). Работа над этими портретами во многом помогла художнику, заставив его внимательно изучить свою модель и проникнуть в сложный мир человеческой души.
В 1903 году он женился на Юлии Прошинской (1880–1942).
В 1904 году он посетил Францию и Испанию по гранту Императорской Академии художеств. Также в 1904 году он посещал частную студию Рене Менара в Париже. После этого он побывал в Испании, затем, в 1907 году, в Италии, а в 1909 году посетил Австрию и Германию, а затем снова Францию и Италию. За эти годы он написал множество портретов и жанровых произведений. Однако где бы ни находился Кустодиев – в солнечной Севилье или в парке Версаля – он чувствовал непреодолимую тягу родины. Через пять месяцев во Франции он вернулся в Россию и с явной радостью написал своему другу Мате, что снова вернулся «в нашу благословенную русскую землю».
Русская революция 1905 года, потрясшая устои общества, вызвала яркий отклик в душе художника. Он сотрудничал с сатирическими журналами «Вампир» («Вампир»), «Жупель» («Жупел») и «Адская почта» («Адская почта»). Тогда же он впервые познакомился с художниками «Мира искусства» — группы русских художников-новаторов. Он присоединился к их ассоциации в 1910 году и впоследствии принимал участие во всех их выставках.
В 1905 году Кустодиев впервые обратился к книжной иллюстрации — жанру, в котором он работал всю свою жизнь. Он иллюстрировал многие произведения классической русской литературы, в том числе «Мертвые души» Николая Гоголя, «Карету», «Шинель»; «Слово о царе Иване Васильевиче, его юном опричнике и отважном купце Калашникове» Михаила Лермонтова; и «Как черт украл у крестьян кусок хлеба и свечу» Льва Толстого.
В 1909 году он был избран членом Императорской Академии художеств. Он продолжал интенсивно работать, но тяжелая болезнь — туберкулез позвоночника — требовала срочного лечения. По совету врачей он отправился в Швейцарию, где провел год на лечении в частной клинике. Он тосковал по далекой родине, и русские темы продолжали служить основным материалом для произведений, которые он писал в тот год. В 1918 году он написал «Купчиху», ставшую самой известной из его картин.
В 1916 году он стал парализованным. «Теперь весь мой мир — это моя комната», — писал он. Его способность оставаться радостным и живым, несмотря на паралич, поражала окружающих. Его красочные картины и радостные жанровые произведения не раскрывают его физических страданий, а наоборот создают впечатление беззаботной и веселой жизни.
Его «Масленица» (1916) и «Фонтанка» (1916) написаны по его воспоминаниям. Он тщательно восстанавливает собственное детище в оживленном городе на берегу Волги.
В первые годы после революции 1917 года художник с большим вдохновением работал в различных областях. Современная тематика стала основой его творчества, воплотившись в рисунках для календарей и обложек книг, в иллюстрациях и эскизах уличных украшений, а также в некоторых портретах («Портрет графини Грабовской»).
Его обложки для журналов «Красная нива» и «Красная панорама» привлекали внимание своей яркостью и остротой тематики. Кустодиев также занимался литографией, иллюстрируя произведения Некрасова. Его иллюстрации к рассказам Лескова «Шпилька» и «Леди Макбет Мценского уезда» стали вехами в истории русского книжного оформления, настолько они соответствовали литературным образам.
Художника также интересовало оформление сценических декораций. Впервые он начал работать в театре в 1911 году, когда оформил декорации к «Пылкому сердцу» Александра Островского. Его успех был настолько велик, что посыпались новые заказы. В 1913 году он оформил декорации и костюмы для «Смерти Пазухина» в Московском Художественном театре.
Его талант в этой области особенно проявился в работе над пьесами Островского; «Это семейное дело», «Удача», «Волки и овцы» и «Буря». Среда пьес Островского — провинциальная жизнь и мир купечества — была близка жанровым картинам самого Кустодиева, а на декорациях он работал легко и быстро.
В 1923 году Кустодиев вступил в Товарищество художников революционной России. Он продолжал рисовать, делать гравюры, иллюстрировать книги и оформлять театр вплоть до своей смерти от туберкулеза 28 мая 1927 года в Ленинграде.
У нас можно продать картину художника Кустодиев Борис Михайлович или других авторов
А также оценить картину художника Кустодиев Борис Михайлович через мессенджеры: