ЛОСЕНКО Антон Павлович
(1737—1773)
Удивителен все-таки талант человеческий — способность совершать работу высокого качества в определенной области человеческой деятельности.
Не сломайся голос у юного украинского хлопчика, посланного после смерти родителей в придворный певческий хор в Петербурге, возможно, не было бы одного из зачинателей русской исторической живописи Антона Павловича Лосенко.
Следует перевод молодого А. Лосенко из хора в ученики к известному живописцу И.П. Аргунову. Годы пребывания в мастерской художника стали хорошей школой для А. Лосенко, которая сказалась вскоре, когда через год после образования Академии художеств он становится ее воспитанником (1758). Подготовка А. Лосенко была столь основательной, что он становится скорее помощником преподавателей, нежели студентом. Да и талант юноши не заметить просто нельзя, поэтому уже в 1760 году А. Лосенко отправляют во Францию для совершенствования мастерства. А через два года в студии французского живописца Ж. Рету появляется первое значительное полотно А.П. Лосенко — Чудесный улов, в котором художник изображает рыбаков и Христа, способствовавшего отменному улову. Далее следует стажировка в Италии, копии Рафаэля, качественные этюды и картины состоявшегося художника.
В России А.П. Лосенко предлагают написать картину на звание академика. Владимир и Рогнеда (1770) стала первым известным полотном на сюжет русской истории (новгородский князь Владимир, не добившись согласия полоцкого князя Рогвольда на брак с его дочерью, с помощью военной силы осуществляет свое желание).
Талант и высокие человеческие качества способствовали тому, что после написания имевшей успех картины А.П. Лосенко становится не только академиком, но и профессором и директором Академии художеств. Он полностью отдает себя многогранной деятельности. Однако организм художника больших нагрузок долго перенести не смог. В возрасте тридцати шести лет А.П. Лосенко умирает. Его последняя картина Прощание Гектора с Андромахой, его чудесные портреты современников (особенно хорош Портрет актера Федора Григорьевича Волкова) кроме восхищения вызывают и чувство сожаления о преждевременном уходе великого таланта.
Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 году, как спавший с голоса, но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке.
Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 году его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства. Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет Чудесный улов (1762). В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.
В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет Зевс и Фетида (1769). В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна Авель и Каин (оба 1768). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.
В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории - Владимир и Рогнеда (1770). Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены.
В картине представлен кульминационный момент прежалостной судьбы Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею неволею сочетался. Однако Лосенко изобразил Владимира не вероломным завоевателем, а человеком, раскаявшимся в своих поступках, - в этом выразились высокие идеалы нравственности и гуманизма века Просвещения. Новым было и содержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины, приравниваясь к общепринятым античным и библейским сюжетам по статусу иерархии жанра.
Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс Изъяснение краткой пропорции человека..., ставший пособием для нескольких поколений художников.
В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину - Прощание Гектора с Андромахой; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. Античный сюжет из Илиады Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине. Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в Гекторовом прощании (как называли картину современники). Сын троянского царя Приама прощается перед сражением со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой - Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины.
Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта А. П. Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Ф. Г. Волкова (1763). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.
Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Э. М. Фальконе, заступаясь за него, писал Екатерине II: Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют... Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу.
Лосенко Антон Павлович
(1737—1773)
Удивителен все-таки талант человеческий — способность совершать работу высокого качества в определенной области человеческой деятельности.
Не сломайся голос у юного украинского хлопчика, посланного после смерти родителей в придворный певческий хор в Петербурге, возможно, не было бы одного из зачинателей русской исторической живописи Антона Павловича Лосенко.
Следует перевод молодого А. Лосенко из хора в ученики к известному живописцу И.П. Аргунову. Годы пребывания в мастерской художника стали хорошей школой для А. Лосенко, которая сказалась вскоре, когда через год после образования Академии художеств он становится ее воспитанником (1758). Подготовка А. Лосенко была столь основательной, что он становится скорее помощником преподавателей, нежели студентом. Да и талант юноши не заметить просто нельзя, поэтому уже в 1760 году А. Лосенко отправляют во Францию для совершенствования мастерства. А через два года в студии французского живописца Ж. Рету появляется первое значительное полотно А.П. Лосенко — Чудесный улов, в котором художник изображает рыбаков и Христа, способствовавшего отменному улову. Далее следует стажировка в Италии, копии Рафаэля, качественные этюды и картины состоявшегося художника.
В России А.П. Лосенко предлагают написать картину на звание академика. Владимир и Рогнеда (1770) стала первым известным полотном на сюжет русской истории (новгородский князь Владимир, не добившись согласия полоцкого князя Рогвольда на брак с его дочерью, с помощью военной силы осуществляет свое желание).
Талант и высокие человеческие качества способствовали тому, что после написания имевшей успех картины А.П. Лосенко становится не только академиком, но и профессором и директором Академии художеств. Он полностью отдает себя многогранной деятельности. Однако организм художника больших нагрузок долго перенести не смог. В возрасте тридцати шести лет А.П. Лосенко умирает. Его последняя картина Прощание Гектора с Андромахой, его чудесные портреты современников (особенно хорош Портрет актера Федора Григорьевича Волкова) кроме восхищения вызывают и чувство сожаления о преждевременном уходе великого таланта.
Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 году, как спавший с голоса, но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке.
Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 году его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства. Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет Чудесный улов (1762). В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.
В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет Зевс и Фетида (1769). В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна Авель и Каин (оба 1768). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.
В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории - Владимир и Рогнеда (1770). Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены.
В картине представлен кульминационный момент прежалостной судьбы Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею неволею сочетался. Однако Лосенко изобразил Владимира не вероломным завоевателем, а человеком, раскаявшимся в своих поступках, - в этом выразились высокие идеалы нравственности и гуманизма века Просвещения. Новым было и содержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины, приравниваясь к общепринятым античным и библейским сюжетам по статусу иерархии жанра.
Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс Изъяснение краткой пропорции человека..., ставший пособием для нескольких поколений художников.
В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину - Прощание Гектора с Андромахой; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. Античный сюжет из Илиады Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине. Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в Гекторовом прощании (как называли картину современники). Сын троянского царя Приама прощается перед сражением со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой - Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины.
Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта А. П. Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Ф. Г. Волкова (1763). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.
Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Э. М. Фальконе, заступаясь за него, писал Екатерине II: Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют... Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу.
Лосенко Антон Павлович
У нас можно продать картину художника Лосенко Антон Павлович или других авторов
А также оценить картину художника Лосенко Антон Павлович через мессенджеры: