... я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte [натюрморт] и т.д., и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь.
Поленов В.Д.
Искусственность есть, по моему мнению, один из злейших врагов искусства.
Поленов В.Д.
Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодеяниями, то уже жить станет слишком тяжело.
Поленов В.Д.
Когда вы задумали писать, то, уже стоя перед мольбертом и глядя на чистый лист, непременно думайте, что это будет ваша лучшая работа - только тогда, крепко веруя в свое начинание, приступайте к делу.
Поленов В.Д.
Поленов, Репин и Суриков - русская тройка.
Чистяков П.П.
Он первый ввел в живопись европейское влияние.
Васнецов А.М.
Я уверен, что искусство московское не было бы таким, каким оно есть, не будь Вас.
Из письма Левитана Поленову в 1886 г.
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927)
Творчество Василия Дмитриевича Поленова - одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века.
Замечательный пейзажист, он развил в русском искусстве системы пленэрной живописи, создал произведения, полные поэзии и лиризма, красоты и правдивости, свежести живописного решения. Многогранное творчество художника не исчерпывалось достижениями в области пейзажного жанра. Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, он раскрыл свое дарование в каждом из жанров и видов искусства, во многих отношениях выступил как новатор.
Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью. Одним из самых сильных детских впечатлений Поленова были поездки в Ольшанку Тамбовской губернии в имение бабушки В.Н. Воейковой. Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых. Наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей - П.П. Чистяковым - стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах, будучи еще студентом Академии художеств.
Но от учебы у Чистякова до выбора профессии художника путь был еще очень далекий. После долгих колебаний в 1863 году Поленов, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет (естественный разряд) Петербургского университета. Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика он посещает Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах, но с интересом слушает лекции по предметам, которые отсутствуют в университетском курсе, - анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Не прекращает Поленов и занятий музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и сам пел в студенческом хоре Академии.
Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью. В 1867 году он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвует в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи и с января 1868 года вновь становится студентом университета, но теперь уже юридического факультета.
Летом 1867 года Поленов едет во Францию, посещает там Всемирную выставку, где был большой раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран. Впечатления от этой выставки впоследствии лягут в основу диссертации на тему О значении искусства в его применении к ремеслу и мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент, которую он защитит в университете. В 1869 году Поленов получает малую золотую медаль за картину Иов и его друзья и право конкурировать на большую золотую медаль, заданную для конкурса тему Воскрешение дочери Иаира он готовит вместе с Репиным.
И Поленов и Репин получили большие золотые медали и право на заграничные пенсионерские поездки. В этом же 1871 году Поленов заканчивает университет - сдает выпускные экзамены и представляет диссертацию.
Пенсионерский период (1872-1876) сыграл в творческом развитии Поленова очень важную роль. Несмотря на возраст (за границу он уехал двадцати семи лет), он еще не сложился как художник. Уже это делало его более открытым заграничным влияниям. Он продолжал интенсивно учиться, посещает многочисленные галереи, музеи, частные коллекции.
Путь Поленова - Германия, Италия (затем временное возвращение в Россию), Франция. Наиболее сильное впечатление произвела на Венеция. С этим запасом художественных впечатлений Поленов прибыл в Рим. Но Рим очень скоро его разочаровал. В Риме Поленов познакомился с семьей Мамонтовых, где собиралась артистическая молодежь, и стал часто бывать у них. В Риме им не было создано ни одной картины.
Иные впечатления ждали его в Париже. Здесь его восхищает разнообразие стилевых направлений, в русле которых работают художники. Пенсионерство Поленова в Париже совпало со временем первого выступления импрессионистов. Искусство нового направления глубоко не затронуло Поленова, но явилось дополнительным импульсом к освоению им пленэрной живописи. Овладение тайнами живописи на открытом воздухе стало важной задачей для многих художников, учившихся в то время за границей. По совету Боголюбова, Репин, а затем Поленов выехали на север Франции - в Нормандию, к морю, в маленький городок Вель. За полтора месяца Поленов написал массу превосходных этюдов. Среди них - Белая лошадка, Нормандия, Старые ворота, Вель, несколько Отливов, Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия.
Период пенсионерской командировки помог Поленову понять, что не историческая живопись является его настоящей стихией. Взоры Поленова безраздельно обратились к пейзажу. Таков был итог его исканий за границей.
Вместе с определением своего места в искусстве пришло убеждение в том, что плодотворным может быть творчество только на родине, пришла настоятельная потребность как можно скорее вернуться в Россию.
Но поселиться в Москве сразу же по возвращении из-за границы Поленову не удалось. Волна энтузиазма, охватившего русское общество в связи с началом борьбы сербов за освобождение от турецкого гнета, увлекла и Поленова и побудила его отправиться добровольцем в сентябре 1876 года на сербско-турецкий фронт. За участие в боях и проявленную храбрость Поленов был награжден черногорской медалью За храбрость и сербским золотым орденом Таковский крест. Свои военные впечатления художник передал в рисунках, исполненных для журнала Пчела. Среди них почти не встречаются зарисовки военных действий. В большинстве своем это либо видовые рисунки, либо этнографические, либо бытовые.
В конце 1876 года Поленов вернулся в Петербург, а уже в марте 1877 года, осуществляя свое давнишнее намерение, переселился в Москву. Там он совместно со своим другом Р.С. Левицким снял квартиру в Трубниковском переулке (на Арбате) и принялся за создание картин пейзажного, бытового жанра, вдохновляемый пришедшейся ему по сердцу старой Москвой. К этому времени относится этюд со Спаса-на-Песках (как его называл сам Поленов, запечатлевший вид из окон своей мастерской). Впоследствии на основании этого этюда была написана его наиболее прославленная картина Московский дворик. Параллельно с этим Поленов начал работать над этюдами к картине Пострижение негодной царевны, замысел которой возник у него еще в Петербурге (в начале 1877 г.). Замысел этот не был осуществлен, но зато в связи с ним Поленовым было создано несколько чудесных этюдов кремлевских соборов и теремов, принадлежащих к числу лучших творений художника первого года его жизни в России по возвращении из-за границы (Золотая царицына палата. Окно, Верхнее золотое крыльцо, Успенский собор. Южные врата, Теремной дворец, Выход из покоев на золотое крыльцо).
Мастерство пленэрной живописи, проявленное Поленовым в кремлевских этюдах, это пейзажное восприятие архитектуры позволило художнику несколькими месяцами позже создать замечательный пейзажный образ старой Москвы - Московский дворик.
Московский дворик - первая картина Поленова, экспонированная у передвижников, делу которых он давно сочувствовал. К своему дебюту у передвижников художник относился с чувством большой ответственности и потому страшно терзался, что из-за нехватки времени дает на выставку такую незначительную вещь, как Московский дворик, написанную как бы шутя, по вдохновению, без серьезного и длительного труда. Однако Поленов заблуждался в оценке своей картины, не подозревая, что она окажется в числе жемчужин русской школы живописи, станет этапным произведением в истории русского пейзажа.
В дальнейшем Поленову предстояло, овладев пленэрной живописью, добиться при этом полнозвучности и богатства красок, их эмоциональной насыщенности, что и было достигнуто в следующих за Московским двориком произведениях, написанных со всем блеском живописного мастерства - картинах Бабушкин сад и Заросший пруд.
Картина Бабушкин сад была экспонирована на VII Передвижной выставке в 1879 году. В рецензии на выставку Стасов назвал Бабушкин сад в числе лучших вещей, отметив его отличающуюся свежестью тонов живопись.
Слияние человека с природой, это ощущение гармонии и красоты жизни пробуждает в зрителе то светлое умиротворенно-радостное настроение, которым разрешается его элегическое раздумье над сценкой, запечатленной художником.
В написанной два года спустя картине Старая мельница (1880, Серпуховской историко-художественный музей) решается та же тема.
Высокое мастерство Поленова-колориста обнаруживает картина Заросший пруд, которая почти целиком построена на градациях одного зеленого цвета. Тонко разработанная в оттенках зеленая гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Картина Заросший пруд завершала собой определенный этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости. В круг русских пейзажистов вошел еще один очень талантливый мастер, оказавший большое влияние на дальнейшее развитие пейзажной живописи. На его картинах, и прежде всего картинах конца 70-х - начала 80-х годов воспиталось младшее поколение художников-передвижников.
Окончательно определившись в искусстве, Поленов привел в исполнение свое давнишнее намерение - связать свой жизненный путь с передвижниками и в 1878 году вместе с И.Е. Репиным вступил в Товарищество передвижных выставок.
В 1880 году состоялось знакомство Репина с Толстым; моральная проповедь Толстого и его уничтожающая критика существующих форм жизни буквально потрясли Репина. Поленов познакомился с Толстым значительно позже, в 1887 году. Поэтому небезосновательно будет предположить, что именно влияние на Поленова взглядов Толстого и пробудило в художнике интерес к старой теме, теме Христа. Кроме того, в марте 1881 года Поленова постигло глубокое горе - умерла его любимая сестра Вера Дмитриевна Хрущова, которая перед смертью взяла слово с брата, что он начнет серьезно работать, то есть писать большую картину на давно задуманную тему Христос и грешница.
Вскоре после смерти сестры Поленов, узнав, что князь С.С. Абамелек-Лазарев и А.В. Прахов собираются предпринять путешествие в Египет, Сирию и Палестину, просил разрешения у Прахова присоединиться к ним и получил согласие. Путешествие началось в ноябре 1881 года и окончилось весной 1882 года. Лето 1882 года Поленов проводил уже в Абрамцеве. За время путешествия Поленов посетил Константинополь, Александрию, Каир, от Каира поднялся на пароходе вверх по Нилу до Ассуана, невдалеке от которого находится священный остров Филе с храмом Изиды, и, вернувшись в Каир, отбыл на поезде в Порт-Саид; оттуда морем добрался до Бейрута - порт в Сирии - и направился в Иерусалим; на обратном пути художник побывал в Греции. Своеобразным отчетом художника о путешествии, о всех увиденных и поразивших его достопримечательностях явились этюды, исполненные во время поездки. Они были показаны на Передвижной выставке 1885 года и прямо с выставки приобретены Третьяковым. Художественной общественностью восточные этюды Поленова 1881-1882 годов были восприняты как новое слово в живописи. И действительно, яркие, чистые краски Востока произвели настоящий переворот в живописи Поленова, обратив художника к открытому интенсивному цвету.
Путешествие на Восток дало Поленову богатый запас наблюдений, познакомило его с природой и архитектурой Палестины, с жизнью восточных городов, с обычаями, обликом и одеждой их жителей. Все это, несомненно, помогло в дальнейшем Поленову представить евангельскую легенду о Христе и грешнице как реальную сцену, разыгравшуюся на площади перед Иерусалимским храмом. И в этом смысле восточное путешествие сыграло свою роль в создании картины.
Поленов совершает вторичную поездку, на этот раз в Италию, где он надеялся найти подходящую натуру и написать для картины необходимые этюды. Художник поселился в Риме и провел там зиму 1883/84 и весну 1884 года. В 1882 году художник женился на Н.В. Якунчиковой - двоюродной сестре Е.Г. Мамонтовой. Заграничное путешествие 1883/84 года и было совершено вместе с ней. Жена Поленова с большим сочувствием относилась к замыслу картины Христос и грешница и по мере своих сил пыталась помочь художнику в его работе.
В начале 80-х годов художник впервые представил себе свою тему в ее полном охвате. Карандашный эскиз 1883 года (ГТГ) и явился ее подробной разработкой. Дальнейшая кристаллизация замысла наглядно видна в масляном эскизе 1885 года (ГТГ). В 1885 году Поленов исполнил угольный рисунок на холсте в размер картины (музей им. В.Д. Поленова), который он оставил в таком виде и не стал записывать красками, потому что считал законченной вещью. Сама картина, по сведениям Е.В. Сахаровой, писалась в течение 1886-1887 годов в Москве, в кабинете С.И. Мамонтова (в его доме на Садово-Спасской). Экспонирована картина была на XV Передвижной выставке 1887 года. Александр III, осматривавший выставку до ее открытия, приобрел полотно Поленова для своей коллекции, опередив в этом Третьякова, который вел с художником переговоры о покупке картины.
Приобретение картины Христос и грешница Александром III разрешило все сомнения цензора Никитина относительно возможности оставления картины на выставке, возбужденные в последнем слишком низменно реальной трактовкой евангельского сюжета и не каноническим изображением Христа.
Пейзажной живописью в эпоху 80-х годов Поленову удавалось заниматься только урывками - полотно Христос и грешница в течение долгих лет поглощало все внимание художника, поэтому большая часть пейзажей 80-х годов была создана либо в начале этого периода, до увлечения работой над картиной, либо в конце его, по ее завершении.
Развитие Поленова-пейзажиста в эпоху 90-х годов неразрывно связано с его жизнью на берегу Оки, которая стала в эти годы неиссякаемым источником его творческого вдохновения. Мечтая поселиться на природе, Поленов приобрел в 1890 году небольшое имение Бехово в бывш. Алексинском уезде, Тульской губернии. Там им был построен по собственному проекту дом с мастерскими для друзей-художников. Усадьба была названа Борок. Выбор нового места для жительства счастливо совпал с направлением творческих поисков Поленова 90-х годов и можно сказать во многом способствовал успешности этих поисков.
Среди пейзажей Поленова этого периода заметное место занимают изображения русской деревни (Зима. Имоченцы, 1880; Деревенский пейзаж с мостиком, 1880-е гг.; Северная деревня - впервые появилась на Передвижной выставке в Москве в 1889 г). Вместе с обращением Поленова к сельскому пейзажу тема русской деревни естественно вошла в его творчество, но она не приобрела для художника того принципиального значения, не была насыщена тем остро критическим социальным содержанием, какое имела у Перова, Васильева и других его предшественников.
Первые картины Поленова с изображением русской деревни исполнены в том же пейзажно-бытовом жанре, что и картины Московский дворик, Бабушкин сад. Постепенно, по мере приближения к 90-м годам, люди начинают исчезать из пейзажей Поленова, но последние некоторое время все еще носят на себе следы их повседневной жизни и деятельности, и только в эпоху 90-900-х годов чистая, нетронутая природа окончательно утверждается в пейзажной живописи Поленова. Вместе с этим, естественно, обрывается и тема русской деревни.
Многие годы жизни на берегу Оки не разочаровали художника в ее красотах. Поленов продолжал нежно любить эту природу и прежде всего за разлитую в ней гармонию. Он запечатлевает Оку в различные времена года, в различных ее состояниях, давая настоящую летопись ее жизни, полную поэзии и глубокой правды.
Но самым любимым временем года Поленова в эту пору все-таки является золотая осень. Ее красоту он сумел передать, как никто другой в русском искусстве. Вслед за картиной Осень в Абрамцеве Поленов создает большое полотно, которое так и называет - Золотая осень.
Со второй половины 90-х годов занятия пейзажной живописью все больше начинают отходить на второй план, вытесняемые новым серьезным замыслом Поленова - его циклом картин из жизни Христа.
Мысль о создании этого цикла, по-видимому, зародилась у Поленова еще в период его работы над картиной Христос и грешница.
Новое произведение, посвященное Христу, появилось вскоре после создания полотна Христос и грешница. Это была картина На Генисаретском озере, или, как ее называл Поленов, - Христос идет по берегу озера (Третьяковская галерея).
Тип Христа в картине тот же, что и в полотне Христос и грешница. Но здесь он дан не в процессе общения с людьми, а наедине с самим собой, своими думами, в общении с природой. Продолжая работать над циклом картин Из жизни Христа, Поленов для пополнения материала (по сведениям Е. В. Сахаровой) едет осенью 1894 года в Рим. Там он проводит зиму 1894/95 года и пишет картину Среди учителей, задуманную еще в 1884 году.
Второе путешествие на Восток было предпринято в 1899 году. Путь лежал через Константинополь, Афины, Смирну, Каир, Порт-Саид, Иерусалим. В Иерусалиме был снаряжен караван на Тивериаду, Тир, Сидон, Бейрут. Бейрут был конечным пунктом путешествия.
На обратном пути Поленов из Константинополя проехал в Вену и оттуда в Москву. Все путешествие заняло около трех месяцев.
Посетив места, которые евангельская легенда связывает с именем Христа, Поленов собрал большой этюдный материал для своего евангельского цикла.
Написание картин шло успешно. В 1909 году огромный труд по созданию цикла Из жизни Христа был завершен. Произведения были показаны публике сначала в Петербурге (февраль - март 1909 г., 58 картин), затем в Москве и в Твери (в мае 1909 г., 64 картины). Серия Из жизни Христа состояли из небольших по размеру эскизов, разбитых в соответствии с евангельской легендой на циклы: 1. Детство и юность. 2. У Иордана. 3. В Галилее. 4. Вне Галилеи. 5. В Иерусалиме. 6. Последние дни. Картины посвященные Христу, которые были написаны до того, как Поленов начал работать над циклом в целом (Христос и грешница, На Генисаретском озере и Среди учителей), вошли в него уменьшенными повторениями.
Как и в прежних своих картинах на евангельские темы, Поленов рассматривает Христа как реально существовавшую историческую личность и потому совершенно не изображает в своем цикле Из жизни Христа приписываемых ему чудес. При этом Поленов стремится запечатлеть не столько драматические эпизоды и события его жизни, сколько показать Христа, природу, которая его окружала, людей, которые вставали на его пути. Мои картины служат главным образом изображением природы и обстановки, в которой совершались евангельские события, - писал Поленов о своем цикле Л. Толстому.
Работой над пейзажем и картинами Из жизни Христа не исчерпываются занятия Поленова этих лет. Беззаветно преданный искусству, он старался служить ему во всех его видах и проявлениях.
Особый раздел творчества художника составляет его деятельность в театре. Увлечение Поленова театром и работа над оформлением спектаклей начались буквально с первых шагов его самостоятельного творчества. Большую роль в этом увлечении играла дружба Поленова с С.И. Мамонтовым, страстным любителем театра, но и не будь Мамонтова, Поленов в своей деятельности художника неизбежно должен был прийти к работе в области театрально-декорационного искусства. Поленовым была оформлена довольно значительная часть постановок Мамонтовского кружка и Мамонтовской частной оперы. В 1915 году по проекту В.Д. Поленова для секции народных театров был построен дом с декорационными и костюмерными мастерскими и театральным залом. По единодушному решению членов секции он был назван Домом имени В.Д. Поленова. Деятельность Поленова в секции носила самый разносторонний характер. Над проведением в жизнь этих своих идей Поленов трудился в секции вплоть до Октябрьской революции. После революции он продолжил свое дело в Борке, организовав там среди крестьян ряд театральных кружков. Секция же и после революции долгое время продолжала носить название Дома театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова.
Есть еще одна область общественной деятельности, в которую Поленовым был внесен большой и значительный вклад. Это - его преподавательская работа или, вернее, воспитание им молодого поколения художников, ибо преподаванием основ профессионального мастерства не исчерпывается роль Поленова-педагога. Из его мастерской вышли такие замечательные колористы, как К. Коровин, Левитан, Архипов, Головин и ряд других.
Последние годы жизни Поленов провел в Борке. Он продолжал постоянно работать, вдохновляясь пейзажами Оки.
Восемнадцатого июля 1927 года художник скончался в своей усадьбе и был похоронен на кладбище в Бехове.
Русский художник и деятель театра. Родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 в семье археолога Д.В.Поленова. Учился в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Брал частные уроки у П.П.Чистякова и И.Н.Крамского. Посетил в 1872–1876 Италию, Францию и Германию как «пенсионер» Академии художеств; много путешествовал и позднее, побывав, в частности, на Ближнем Востоке и в Греции (1881–1882, 1899 и 1909). Участвовал в качестве добровольца в сербо-черногорско-турецкой войне 1877–1878, создал много батальных и этнографических зарисовок и этюдов. Был членом «Товарищества передвижников».
Испытал влияние современной французской живописи, в особенности пейзажистов-барбизонцев и П.Делароша. В духе романтического историзма Делароша написан ряд его ранних картин (Право господина, 1874). Но естественней всего его дарование выразилось в поэтических пленэрных пейзажах, где органично соединились традиции «барбизонцев» и лирического «пейзажа настроения» в духе А.К.Саврасова. Таковы Московский дворик (1878), Бабушкин сад (1878), Заросший пруд (1879). В большинстве случае это не чисто природные, и историко-природные, по-своему поэтико-археологические образы, – подобно массе этюдов, созданных мастером на Балканах и Средиземноморье. Эти этюды послужили подходами к его знаменитому «евангельскому циклу» (Христос и грешница, 1886–1887), где художник в духе Л.Н.Толстого стремился противопоставить церковному канону «правду среды и быта», «Христа-человека».
Тенденции модерна – с его волей к созданию синтетических «сверхпроизведений» – ярче всего проступили в театральных работах Поленова. Он оформлял спектакли в абрамцевском доме и Московской частной опере С.И.Мамонтова (опера Призраки Эллады с музыкой самого художника, 1906; и др.), активно способствуя декоративному обновлению русской сценографии. С 1910 художник увлеченно занимался организацией самодеятельного театрального творчества, выступая как руководитель Секции содействия фабричным и заводским театрам (с 1915 – Дом театрального просвещения имени В.Д.Поленова). Он разрабатывал особого рода облегченные, мобильные декорации, регулярно устраивал «народные» спектакли и концерты.
Мастер плодотворно занимался и архитектурой, внося – в эскизах церквей, построенных в Абрамцево (в соавторстве с В.М.Васнецовым, 1881–1882) и Бехове под Тарусой (1906), – вклад в развитие «русского стиля». Характерная для этих храмов стилизация под национальное Средневековье уступила место общим задачам комфортности и пластической выразительности планировки в зданиях собственного дома на Оке (1891–1892) и мастерской там же. После революции мастер жил в своей усадьбе Борок, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками. Превратил усадьбу в музей, который в 1939 был передан его родственниками государству. Учениками Поленова (по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал в 1882–1895) были, в частности, И.И.Левитан, К.А. и С.А.Коровины, А.Е.Архипов и А.Я.Головин.
Умер Поленов в своей усадьбе-музее Борок (с 1931 – Поленово) 18 июля 1927.
ТЕМЫ И СЕРИИ
- Вель. Нормандия
- Исторические сюжеты
- Стариннная Москва
- Пейзажный бытовой жанр
- Пейзаж
- Архитектура
- Евангельский цикл
- Поэзия развалин
- Восточный пейзаж
- Русская деревня
- Пейзажи Оки
- Театр
- Жанровый портрет
МУЗЕИ
ГТГ, Москва
Гос. ист.-худ. и природ. музей-заповедник В.Д.Поленова
Гос. Русский музей, Санкт-Петербург
Гос. ист.-худ. и лит. музей-зап-к Абрамцево
Частное собрание
Киевский гос. музей русского искусства
Краснодарский краевой худ. музей
Костромской гос. объединенный худ. музей
Нижегородский гос. худ. музей
Плесский гос. ист.-арх. и худ. музей-заповедник
Самарский худ.музей
Астраханская обл. картинная галерея
Вологодская обл. картинная галерея
Воронежский обл. худ. музей
Гос. музей Республики Татарстан, Казань
Гос. музей-зап-к Ростовский Кремль
Гос. театр. музей им. А.А.Бахрушина
Музей из-х ис-тв Республики Карелия, Петрозаводск
Саратовский худ. музей
Севастопольский худ. музей
Ульяновский худ. музей
Харьковский худ. музей
Челябинская обл. картинная галерея
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Гос. худ. музей им. М.В.Нестерова, Уфа
Иркутский худ. музей
Кировский худ. музей им.Васнецовых
Курская гос. картинная галерея
Музей Академии художеств, Санкт-Петербург
Музей личных коллекций ГМИИ
Нижнетагильский худ. музей из-х ис-тв
Омский обл. музей изобр. искусств
Пензенская обл. картинная галерея им. К. А. Савицкого
Ростовский обл. музей изобр. ис-в
Рязанский обл. худ. музей
Серпуховский худ.-ист. музей
Ставропольский музей из. ис-в
Таганрогская картинная галерея
Томский обл. худ. музей
Тульский обл. худ. музей
Тюменский музей из-х ис-в
Чувашский гос. худ. музей, Чебоксары
Ярославский худ. музей
С конца 1870-х гг. искусство и сама личность В. Д. Поленова были окружены не просто славой, но прямо-таки восторженным поклонением художественной молодежи. Краски его картин казались современникам сверкающими и чарующими, воспринимались как живописное откровение. Сейчас эти восторги трудно разделить полностью, но так было...
Поленов родился в интеллигентной и родовитой дворянской семье. Отец - крупный чиновник и вместе с тем историк-археолог. Мать любительски занималась живописью. Сын унаследовал оба таланта - научный и художественный. В родительском имении Имоченцы на берегу реки Оять в Олонецкой губернии встретился юный Поленов с прекрасной русской природой. А в 1858 г. он впервые увидел Явление Христа народу А. А. Иванова. Как выяснится позже, эти две встречи окажутся важнейшими в судьбе Поленова-художника.
Поленов был разносторонне одаренным и широко образованным человеком. Учился параллельно в Петербургском университете и АХ. В 1871 г. он получает диплом юриста и, одновременно с И. Е. Репиным, большую золотую медаль за конкурсную картину Воскрешение дочери Иаира. Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Поленов действительно обрел себя как художник.
Он едет в Германию, Италию, Францию (в качестве пенсионера АХ), пишет исторические и жанровые картины, портреты. Но все более его влечет к себе пейзаж, живопись на открытом воздухе - пленэр, чистые краски. Он изучает работы замечательных французских пейзажистов, прежде всего барбизонцев. Учится непосредственно, а не через академические схемы видеть и понимать природу, постигать ее великую гармонию.
В 1876 г. Поленов возвращается в Россию. В 1878 г. на XII выставке ТПХВ появляется ныне знаменитый Московский дворик. В этой наполненной солнцем картине художнику удалось соединить непосредственность и свежесть пленэрного восприятия со столь характерным для русской пейзажной традиции целостным и одновременно интимно-теплым ощущением мира. Московский дворик - действительно целый мир, в котором каждая деталь выглядит бесконечно значимой и родной; в котором сходятся барская усадьба и жилища бедняков; который начинается фигурой ребенка на переднем плане и словно врастает в бездонное небо сверкающими в солнечных лучах маковками церкви. Человеческий мир здесь - часть безбрежно-гармоничного мира природы.
Последующие работы Поленова - Бабушкин сад (1878), Заросший пруд (1879), этюды 1881-82 гг., выполненные во время поездки в Грецию и на Ближний Восток, - упрочили за ним славу одного из лучших русских пейзажистов. Он, в сознании современников, первым в таком объеме ввел в русскую живопись европейское влияние (А. М. Васнецов), то есть принципы пленэрной живописи: чистые и более открытые краски, цветные тени, свободный мазок.
В 1882-94 гг. Поленов ведет пейзажный класс МУЖВЗ. Его учениками были И. И. Левитан, К А. Коровин, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и другие известные впоследствии мастера. Во многих поздних пейзажах художника настойчиво повторяется мотив реки, неторопливо текущей вдаль среди бескрайнего пространства русской равнины (Ранний снег, 1891; Золотая осень, 1893, и др.). Это - Родина. Такой Поленов помнил ее с детства. Пейзажи - лучшее в его наследии.
Но сам художник мечтает пойти дальше. Он лелеет грандиозный замысел - хочет продолжить дело А. А. Иванова: ...создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа. Иванову не удалось поехать в Палестину. Поленов дважды побывал там. Он изучает пейзаж, архитектуру, людские типы.
В 1888 г. художник заканчивает самую крупную свою картину - Христос и грешница. Вслед за ней появляются На Генисаретском (Тивериадском) озере (1888), Мечты (На горе) (1890-1900-е) и еще десятки работ серии Из жизни Христа (1899-1909).
В своем интересе к личности Христа Поленов не одинок среди русских художников конца XIX в., но, пожалуй, наиболее последователен. Он стремится изобразить Иисуса нравственно совершенным и в этом смысле идеальным, но одновременно и просто человеком в конкретной исторической обстановке среди реального пейзажа. Помимо Евангелия, художника вдохновляла знаменитая книга Э. Ренана Жизнь Иисуса. Поленов пытался освободить изображение евангельского предания от складывающихся веками штампов и представить: а как же было на самом деле? Тут уж в нем говорил Поленов-ученый.
Опираясь на его знания, Поленов-художник словно грезил наяву... Но, при всем таланте, он не обладал гением Иванова. Библейские эскизы последнего воспринимаются как дарованное художнику индивидуальное духовное откровение, а евангельские сюжеты Поленова - как талантливая, искренняя и живая по чувству, но - реконструкция. Этому впечатлению способствуют и сами используемые художником принципы пленэрной живописи, которые возникли в свое время для передачи зрительного восприятия живого и вечно изменчивого мира. Эта двойственность присутствует и в знаменитой картине Христос и грешница (авторское название Кто без греха? цензура заменила на Христос и блудная жена).
Поленов стремился показать Христа как гуманиста, противостоящего изуверскому догматизму фанатиков (по закону, уличенных в измене жен побивали камнями). Вдохновляла его и благородная идея защиты достоинства и равноправия женщины. Изображение Христа в исторической реальной одежде и обстановке было новаторским. Удивляла современников и яркость красок. Но Поленов использовал новые живописные принципы в целом академической по характеру композиции и потому не сумел добиться необходимой убедительности.
Задний план картины напоминает театральную декорацию. И это не случайно. Поленов много работал в театре и был одним из зачинателей реформы театрально-декорационного искусства, которая дала столь блестящие результаты в начале XX в. Он, вообще, считал, что театральное действо должно прийти на смену церковном у. В Москве на его средства был построен Дом театрального просвещения (1915). Общественная активность Поленова проявилась и в поданном в АХ протесте (совместно с В. А. Серовым) в связи с событиями 9 января 1905 г.
В своей усадьбе Борок на берегу Оки, где написаны многие пейзажи мастера, он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. Сейчас там Музей-усадьба В. Д. Поленова.
Поленов Василий Дмитриевич
Поленов В.Д.
Искусственность есть, по моему мнению, один из злейших врагов искусства.
Поленов В.Д.
Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодеяниями, то уже жить станет слишком тяжело.
Поленов В.Д.
Когда вы задумали писать, то, уже стоя перед мольбертом и глядя на чистый лист, непременно думайте, что это будет ваша лучшая работа - только тогда, крепко веруя в свое начинание, приступайте к делу.
Поленов В.Д.
Поленов, Репин и Суриков - русская тройка.
Чистяков П.П.
Он первый ввел в живопись европейское влияние.
Васнецов А.М.
Я уверен, что искусство московское не было бы таким, каким оно есть, не будь Вас.
Из письма Левитана Поленову в 1886 г.
Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927)
Творчество Василия Дмитриевича Поленова - одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века.
Замечательный пейзажист, он развил в русском искусстве системы пленэрной живописи, создал произведения, полные поэзии и лиризма, красоты и правдивости, свежести живописного решения. Многогранное творчество художника не исчерпывалось достижениями в области пейзажного жанра. Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, он раскрыл свое дарование в каждом из жанров и видов искусства, во многих отношениях выступил как новатор.
Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью. Одним из самых сильных детских впечатлений Поленова были поездки в Ольшанку Тамбовской губернии в имение бабушки В.Н. Воейковой. Способности к рисованию были свойственны большинству детей Поленовых. Наиболее одаренными оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими художниками. У детей были педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с одним из преподавателей - П.П. Чистяковым - стала определяющей для жизненного пути Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856-1861 годах, будучи еще студентом Академии художеств.
Но от учебы у Чистякова до выбора профессии художника путь был еще очень далекий. После долгих колебаний в 1863 году Поленов, окончив гимназию, поступает вместе со своим братом Алексеем на физико-математический факультет (естественный разряд) Петербургского университета. Одновременно по вечерам в качестве вольноприходящего ученика он посещает Академию художеств, причем занимается не только в рисовальных классах, но с интересом слушает лекции по предметам, которые отсутствуют в университетском курсе, - анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Не прекращает Поленов и занятий музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и сам пел в студенческом хоре Академии.
Перейдя в натурный класс Академии художеств уже в качестве постоянного ученика, Поленов на время оставляет университет, целиком погрузившись в занятия живописью. В 1867 году он заканчивает ученический курс в Академии художеств и получает серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвует в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи и с января 1868 года вновь становится студентом университета, но теперь уже юридического факультета.
Летом 1867 года Поленов едет во Францию, посещает там Всемирную выставку, где был большой раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран. Впечатления от этой выставки впоследствии лягут в основу диссертации на тему О значении искусства в его применении к ремеслу и мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент, которую он защитит в университете. В 1869 году Поленов получает малую золотую медаль за картину Иов и его друзья и право конкурировать на большую золотую медаль, заданную для конкурса тему Воскрешение дочери Иаира он готовит вместе с Репиным.
И Поленов и Репин получили большие золотые медали и право на заграничные пенсионерские поездки. В этом же 1871 году Поленов заканчивает университет - сдает выпускные экзамены и представляет диссертацию.
Пенсионерский период (1872-1876) сыграл в творческом развитии Поленова очень важную роль. Несмотря на возраст (за границу он уехал двадцати семи лет), он еще не сложился как художник. Уже это делало его более открытым заграничным влияниям. Он продолжал интенсивно учиться, посещает многочисленные галереи, музеи, частные коллекции.
Путь Поленова - Германия, Италия (затем временное возвращение в Россию), Франция. Наиболее сильное впечатление произвела на Венеция. С этим запасом художественных впечатлений Поленов прибыл в Рим. Но Рим очень скоро его разочаровал. В Риме Поленов познакомился с семьей Мамонтовых, где собиралась артистическая молодежь, и стал часто бывать у них. В Риме им не было создано ни одной картины.
Иные впечатления ждали его в Париже. Здесь его восхищает разнообразие стилевых направлений, в русле которых работают художники. Пенсионерство Поленова в Париже совпало со временем первого выступления импрессионистов. Искусство нового направления глубоко не затронуло Поленова, но явилось дополнительным импульсом к освоению им пленэрной живописи. Овладение тайнами живописи на открытом воздухе стало важной задачей для многих художников, учившихся в то время за границей. По совету Боголюбова, Репин, а затем Поленов выехали на север Франции - в Нормандию, к морю, в маленький городок Вель. За полтора месяца Поленов написал массу превосходных этюдов. Среди них - Белая лошадка, Нормандия, Старые ворота, Вель, несколько Отливов, Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия.
Период пенсионерской командировки помог Поленову понять, что не историческая живопись является его настоящей стихией. Взоры Поленова безраздельно обратились к пейзажу. Таков был итог его исканий за границей.
Вместе с определением своего места в искусстве пришло убеждение в том, что плодотворным может быть творчество только на родине, пришла настоятельная потребность как можно скорее вернуться в Россию.
Но поселиться в Москве сразу же по возвращении из-за границы Поленову не удалось. Волна энтузиазма, охватившего русское общество в связи с началом борьбы сербов за освобождение от турецкого гнета, увлекла и Поленова и побудила его отправиться добровольцем в сентябре 1876 года на сербско-турецкий фронт. За участие в боях и проявленную храбрость Поленов был награжден черногорской медалью За храбрость и сербским золотым орденом Таковский крест. Свои военные впечатления художник передал в рисунках, исполненных для журнала Пчела. Среди них почти не встречаются зарисовки военных действий. В большинстве своем это либо видовые рисунки, либо этнографические, либо бытовые.
В конце 1876 года Поленов вернулся в Петербург, а уже в марте 1877 года, осуществляя свое давнишнее намерение, переселился в Москву. Там он совместно со своим другом Р.С. Левицким снял квартиру в Трубниковском переулке (на Арбате) и принялся за создание картин пейзажного, бытового жанра, вдохновляемый пришедшейся ему по сердцу старой Москвой. К этому времени относится этюд со Спаса-на-Песках (как его называл сам Поленов, запечатлевший вид из окон своей мастерской). Впоследствии на основании этого этюда была написана его наиболее прославленная картина Московский дворик. Параллельно с этим Поленов начал работать над этюдами к картине Пострижение негодной царевны, замысел которой возник у него еще в Петербурге (в начале 1877 г.). Замысел этот не был осуществлен, но зато в связи с ним Поленовым было создано несколько чудесных этюдов кремлевских соборов и теремов, принадлежащих к числу лучших творений художника первого года его жизни в России по возвращении из-за границы (Золотая царицына палата. Окно, Верхнее золотое крыльцо, Успенский собор. Южные врата, Теремной дворец, Выход из покоев на золотое крыльцо).
Мастерство пленэрной живописи, проявленное Поленовым в кремлевских этюдах, это пейзажное восприятие архитектуры позволило художнику несколькими месяцами позже создать замечательный пейзажный образ старой Москвы - Московский дворик.
Московский дворик - первая картина Поленова, экспонированная у передвижников, делу которых он давно сочувствовал. К своему дебюту у передвижников художник относился с чувством большой ответственности и потому страшно терзался, что из-за нехватки времени дает на выставку такую незначительную вещь, как Московский дворик, написанную как бы шутя, по вдохновению, без серьезного и длительного труда. Однако Поленов заблуждался в оценке своей картины, не подозревая, что она окажется в числе жемчужин русской школы живописи, станет этапным произведением в истории русского пейзажа.
В дальнейшем Поленову предстояло, овладев пленэрной живописью, добиться при этом полнозвучности и богатства красок, их эмоциональной насыщенности, что и было достигнуто в следующих за Московским двориком произведениях, написанных со всем блеском живописного мастерства - картинах Бабушкин сад и Заросший пруд.
Картина Бабушкин сад была экспонирована на VII Передвижной выставке в 1879 году. В рецензии на выставку Стасов назвал Бабушкин сад в числе лучших вещей, отметив его отличающуюся свежестью тонов живопись.
Слияние человека с природой, это ощущение гармонии и красоты жизни пробуждает в зрителе то светлое умиротворенно-радостное настроение, которым разрешается его элегическое раздумье над сценкой, запечатленной художником.
В написанной два года спустя картине Старая мельница (1880, Серпуховской историко-художественный музей) решается та же тема.
Высокое мастерство Поленова-колориста обнаруживает картина Заросший пруд, которая почти целиком построена на градациях одного зеленого цвета. Тонко разработанная в оттенках зеленая гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Картина Заросший пруд завершала собой определенный этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости. В круг русских пейзажистов вошел еще один очень талантливый мастер, оказавший большое влияние на дальнейшее развитие пейзажной живописи. На его картинах, и прежде всего картинах конца 70-х - начала 80-х годов воспиталось младшее поколение художников-передвижников.
Окончательно определившись в искусстве, Поленов привел в исполнение свое давнишнее намерение - связать свой жизненный путь с передвижниками и в 1878 году вместе с И.Е. Репиным вступил в Товарищество передвижных выставок.
В 1880 году состоялось знакомство Репина с Толстым; моральная проповедь Толстого и его уничтожающая критика существующих форм жизни буквально потрясли Репина. Поленов познакомился с Толстым значительно позже, в 1887 году. Поэтому небезосновательно будет предположить, что именно влияние на Поленова взглядов Толстого и пробудило в художнике интерес к старой теме, теме Христа. Кроме того, в марте 1881 года Поленова постигло глубокое горе - умерла его любимая сестра Вера Дмитриевна Хрущова, которая перед смертью взяла слово с брата, что он начнет серьезно работать, то есть писать большую картину на давно задуманную тему Христос и грешница.
Вскоре после смерти сестры Поленов, узнав, что князь С.С. Абамелек-Лазарев и А.В. Прахов собираются предпринять путешествие в Египет, Сирию и Палестину, просил разрешения у Прахова присоединиться к ним и получил согласие. Путешествие началось в ноябре 1881 года и окончилось весной 1882 года. Лето 1882 года Поленов проводил уже в Абрамцеве. За время путешествия Поленов посетил Константинополь, Александрию, Каир, от Каира поднялся на пароходе вверх по Нилу до Ассуана, невдалеке от которого находится священный остров Филе с храмом Изиды, и, вернувшись в Каир, отбыл на поезде в Порт-Саид; оттуда морем добрался до Бейрута - порт в Сирии - и направился в Иерусалим; на обратном пути художник побывал в Греции. Своеобразным отчетом художника о путешествии, о всех увиденных и поразивших его достопримечательностях явились этюды, исполненные во время поездки. Они были показаны на Передвижной выставке 1885 года и прямо с выставки приобретены Третьяковым. Художественной общественностью восточные этюды Поленова 1881-1882 годов были восприняты как новое слово в живописи. И действительно, яркие, чистые краски Востока произвели настоящий переворот в живописи Поленова, обратив художника к открытому интенсивному цвету.
Путешествие на Восток дало Поленову богатый запас наблюдений, познакомило его с природой и архитектурой Палестины, с жизнью восточных городов, с обычаями, обликом и одеждой их жителей. Все это, несомненно, помогло в дальнейшем Поленову представить евангельскую легенду о Христе и грешнице как реальную сцену, разыгравшуюся на площади перед Иерусалимским храмом. И в этом смысле восточное путешествие сыграло свою роль в создании картины.
Поленов совершает вторичную поездку, на этот раз в Италию, где он надеялся найти подходящую натуру и написать для картины необходимые этюды. Художник поселился в Риме и провел там зиму 1883/84 и весну 1884 года. В 1882 году художник женился на Н.В. Якунчиковой - двоюродной сестре Е.Г. Мамонтовой. Заграничное путешествие 1883/84 года и было совершено вместе с ней. Жена Поленова с большим сочувствием относилась к замыслу картины Христос и грешница и по мере своих сил пыталась помочь художнику в его работе.
В начале 80-х годов художник впервые представил себе свою тему в ее полном охвате. Карандашный эскиз 1883 года (ГТГ) и явился ее подробной разработкой. Дальнейшая кристаллизация замысла наглядно видна в масляном эскизе 1885 года (ГТГ). В 1885 году Поленов исполнил угольный рисунок на холсте в размер картины (музей им. В.Д. Поленова), который он оставил в таком виде и не стал записывать красками, потому что считал законченной вещью. Сама картина, по сведениям Е.В. Сахаровой, писалась в течение 1886-1887 годов в Москве, в кабинете С.И. Мамонтова (в его доме на Садово-Спасской). Экспонирована картина была на XV Передвижной выставке 1887 года. Александр III, осматривавший выставку до ее открытия, приобрел полотно Поленова для своей коллекции, опередив в этом Третьякова, который вел с художником переговоры о покупке картины.
Приобретение картины Христос и грешница Александром III разрешило все сомнения цензора Никитина относительно возможности оставления картины на выставке, возбужденные в последнем слишком низменно реальной трактовкой евангельского сюжета и не каноническим изображением Христа.
Пейзажной живописью в эпоху 80-х годов Поленову удавалось заниматься только урывками - полотно Христос и грешница в течение долгих лет поглощало все внимание художника, поэтому большая часть пейзажей 80-х годов была создана либо в начале этого периода, до увлечения работой над картиной, либо в конце его, по ее завершении.
Развитие Поленова-пейзажиста в эпоху 90-х годов неразрывно связано с его жизнью на берегу Оки, которая стала в эти годы неиссякаемым источником его творческого вдохновения. Мечтая поселиться на природе, Поленов приобрел в 1890 году небольшое имение Бехово в бывш. Алексинском уезде, Тульской губернии. Там им был построен по собственному проекту дом с мастерскими для друзей-художников. Усадьба была названа Борок. Выбор нового места для жительства счастливо совпал с направлением творческих поисков Поленова 90-х годов и можно сказать во многом способствовал успешности этих поисков.
Среди пейзажей Поленова этого периода заметное место занимают изображения русской деревни (Зима. Имоченцы, 1880; Деревенский пейзаж с мостиком, 1880-е гг.; Северная деревня - впервые появилась на Передвижной выставке в Москве в 1889 г). Вместе с обращением Поленова к сельскому пейзажу тема русской деревни естественно вошла в его творчество, но она не приобрела для художника того принципиального значения, не была насыщена тем остро критическим социальным содержанием, какое имела у Перова, Васильева и других его предшественников.
Первые картины Поленова с изображением русской деревни исполнены в том же пейзажно-бытовом жанре, что и картины Московский дворик, Бабушкин сад. Постепенно, по мере приближения к 90-м годам, люди начинают исчезать из пейзажей Поленова, но последние некоторое время все еще носят на себе следы их повседневной жизни и деятельности, и только в эпоху 90-900-х годов чистая, нетронутая природа окончательно утверждается в пейзажной живописи Поленова. Вместе с этим, естественно, обрывается и тема русской деревни.
Многие годы жизни на берегу Оки не разочаровали художника в ее красотах. Поленов продолжал нежно любить эту природу и прежде всего за разлитую в ней гармонию. Он запечатлевает Оку в различные времена года, в различных ее состояниях, давая настоящую летопись ее жизни, полную поэзии и глубокой правды.
Но самым любимым временем года Поленова в эту пору все-таки является золотая осень. Ее красоту он сумел передать, как никто другой в русском искусстве. Вслед за картиной Осень в Абрамцеве Поленов создает большое полотно, которое так и называет - Золотая осень.
Со второй половины 90-х годов занятия пейзажной живописью все больше начинают отходить на второй план, вытесняемые новым серьезным замыслом Поленова - его циклом картин из жизни Христа.
Мысль о создании этого цикла, по-видимому, зародилась у Поленова еще в период его работы над картиной Христос и грешница.
Новое произведение, посвященное Христу, появилось вскоре после создания полотна Христос и грешница. Это была картина На Генисаретском озере, или, как ее называл Поленов, - Христос идет по берегу озера (Третьяковская галерея).
Тип Христа в картине тот же, что и в полотне Христос и грешница. Но здесь он дан не в процессе общения с людьми, а наедине с самим собой, своими думами, в общении с природой. Продолжая работать над циклом картин Из жизни Христа, Поленов для пополнения материала (по сведениям Е. В. Сахаровой) едет осенью 1894 года в Рим. Там он проводит зиму 1894/95 года и пишет картину Среди учителей, задуманную еще в 1884 году.
Второе путешествие на Восток было предпринято в 1899 году. Путь лежал через Константинополь, Афины, Смирну, Каир, Порт-Саид, Иерусалим. В Иерусалиме был снаряжен караван на Тивериаду, Тир, Сидон, Бейрут. Бейрут был конечным пунктом путешествия.
На обратном пути Поленов из Константинополя проехал в Вену и оттуда в Москву. Все путешествие заняло около трех месяцев.
Посетив места, которые евангельская легенда связывает с именем Христа, Поленов собрал большой этюдный материал для своего евангельского цикла.
Написание картин шло успешно. В 1909 году огромный труд по созданию цикла Из жизни Христа был завершен. Произведения были показаны публике сначала в Петербурге (февраль - март 1909 г., 58 картин), затем в Москве и в Твери (в мае 1909 г., 64 картины). Серия Из жизни Христа состояли из небольших по размеру эскизов, разбитых в соответствии с евангельской легендой на циклы: 1. Детство и юность. 2. У Иордана. 3. В Галилее. 4. Вне Галилеи. 5. В Иерусалиме. 6. Последние дни. Картины посвященные Христу, которые были написаны до того, как Поленов начал работать над циклом в целом (Христос и грешница, На Генисаретском озере и Среди учителей), вошли в него уменьшенными повторениями.
Как и в прежних своих картинах на евангельские темы, Поленов рассматривает Христа как реально существовавшую историческую личность и потому совершенно не изображает в своем цикле Из жизни Христа приписываемых ему чудес. При этом Поленов стремится запечатлеть не столько драматические эпизоды и события его жизни, сколько показать Христа, природу, которая его окружала, людей, которые вставали на его пути. Мои картины служат главным образом изображением природы и обстановки, в которой совершались евангельские события, - писал Поленов о своем цикле Л. Толстому.
Работой над пейзажем и картинами Из жизни Христа не исчерпываются занятия Поленова этих лет. Беззаветно преданный искусству, он старался служить ему во всех его видах и проявлениях.
Особый раздел творчества художника составляет его деятельность в театре. Увлечение Поленова театром и работа над оформлением спектаклей начались буквально с первых шагов его самостоятельного творчества. Большую роль в этом увлечении играла дружба Поленова с С.И. Мамонтовым, страстным любителем театра, но и не будь Мамонтова, Поленов в своей деятельности художника неизбежно должен был прийти к работе в области театрально-декорационного искусства. Поленовым была оформлена довольно значительная часть постановок Мамонтовского кружка и Мамонтовской частной оперы. В 1915 году по проекту В.Д. Поленова для секции народных театров был построен дом с декорационными и костюмерными мастерскими и театральным залом. По единодушному решению членов секции он был назван Домом имени В.Д. Поленова. Деятельность Поленова в секции носила самый разносторонний характер. Над проведением в жизнь этих своих идей Поленов трудился в секции вплоть до Октябрьской революции. После революции он продолжил свое дело в Борке, организовав там среди крестьян ряд театральных кружков. Секция же и после революции долгое время продолжала носить название Дома театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова.
Есть еще одна область общественной деятельности, в которую Поленовым был внесен большой и значительный вклад. Это - его преподавательская работа или, вернее, воспитание им молодого поколения художников, ибо преподаванием основ профессионального мастерства не исчерпывается роль Поленова-педагога. Из его мастерской вышли такие замечательные колористы, как К. Коровин, Левитан, Архипов, Головин и ряд других.
Последние годы жизни Поленов провел в Борке. Он продолжал постоянно работать, вдохновляясь пейзажами Оки.
Восемнадцатого июля 1927 года художник скончался в своей усадьбе и был похоронен на кладбище в Бехове.
Русский художник и деятель театра. Родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 в семье археолога Д.В.Поленова. Учился в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Брал частные уроки у П.П.Чистякова и И.Н.Крамского. Посетил в 1872–1876 Италию, Францию и Германию как «пенсионер» Академии художеств; много путешествовал и позднее, побывав, в частности, на Ближнем Востоке и в Греции (1881–1882, 1899 и 1909). Участвовал в качестве добровольца в сербо-черногорско-турецкой войне 1877–1878, создал много батальных и этнографических зарисовок и этюдов. Был членом «Товарищества передвижников».
Испытал влияние современной французской живописи, в особенности пейзажистов-барбизонцев и П.Делароша. В духе романтического историзма Делароша написан ряд его ранних картин (Право господина, 1874). Но естественней всего его дарование выразилось в поэтических пленэрных пейзажах, где органично соединились традиции «барбизонцев» и лирического «пейзажа настроения» в духе А.К.Саврасова. Таковы Московский дворик (1878), Бабушкин сад (1878), Заросший пруд (1879). В большинстве случае это не чисто природные, и историко-природные, по-своему поэтико-археологические образы, – подобно массе этюдов, созданных мастером на Балканах и Средиземноморье. Эти этюды послужили подходами к его знаменитому «евангельскому циклу» (Христос и грешница, 1886–1887), где художник в духе Л.Н.Толстого стремился противопоставить церковному канону «правду среды и быта», «Христа-человека».
Тенденции модерна – с его волей к созданию синтетических «сверхпроизведений» – ярче всего проступили в театральных работах Поленова. Он оформлял спектакли в абрамцевском доме и Московской частной опере С.И.Мамонтова (опера Призраки Эллады с музыкой самого художника, 1906; и др.), активно способствуя декоративному обновлению русской сценографии. С 1910 художник увлеченно занимался организацией самодеятельного театрального творчества, выступая как руководитель Секции содействия фабричным и заводским театрам (с 1915 – Дом театрального просвещения имени В.Д.Поленова). Он разрабатывал особого рода облегченные, мобильные декорации, регулярно устраивал «народные» спектакли и концерты.
Мастер плодотворно занимался и архитектурой, внося – в эскизах церквей, построенных в Абрамцево (в соавторстве с В.М.Васнецовым, 1881–1882) и Бехове под Тарусой (1906), – вклад в развитие «русского стиля». Характерная для этих храмов стилизация под национальное Средневековье уступила место общим задачам комфортности и пластической выразительности планировки в зданиях собственного дома на Оке (1891–1892) и мастерской там же. После революции мастер жил в своей усадьбе Борок, занимаясь живописью и руководя деревенскими театральными кружками. Превратил усадьбу в музей, который в 1939 был передан его родственниками государству. Учениками Поленова (по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, где он преподавал в 1882–1895) были, в частности, И.И.Левитан, К.А. и С.А.Коровины, А.Е.Архипов и А.Я.Головин.
Умер Поленов в своей усадьбе-музее Борок (с 1931 – Поленово) 18 июля 1927.
ТЕМЫ И СЕРИИ
- Вель. Нормандия
- Исторические сюжеты
- Стариннная Москва
- Пейзажный бытовой жанр
- Пейзаж
- Архитектура
- Евангельский цикл
- Поэзия развалин
- Восточный пейзаж
- Русская деревня
- Пейзажи Оки
- Театр
- Жанровый портрет
МУЗЕИ
ГТГ, Москва
Гос. ист.-худ. и природ. музей-заповедник В.Д.Поленова
Гос. Русский музей, Санкт-Петербург
Гос. ист.-худ. и лит. музей-зап-к Абрамцево
Частное собрание
Киевский гос. музей русского искусства
Краснодарский краевой худ. музей
Костромской гос. объединенный худ. музей
Нижегородский гос. худ. музей
Плесский гос. ист.-арх. и худ. музей-заповедник
Самарский худ.музей
Астраханская обл. картинная галерея
Вологодская обл. картинная галерея
Воронежский обл. худ. музей
Гос. музей Республики Татарстан, Казань
Гос. музей-зап-к Ростовский Кремль
Гос. театр. музей им. А.А.Бахрушина
Музей из-х ис-тв Республики Карелия, Петрозаводск
Саратовский худ. музей
Севастопольский худ. музей
Ульяновский худ. музей
Харьковский худ. музей
Челябинская обл. картинная галерея
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Гос. худ. музей им. М.В.Нестерова, Уфа
Иркутский худ. музей
Кировский худ. музей им.Васнецовых
Курская гос. картинная галерея
Музей Академии художеств, Санкт-Петербург
Музей личных коллекций ГМИИ
Нижнетагильский худ. музей из-х ис-тв
Омский обл. музей изобр. искусств
Пензенская обл. картинная галерея им. К. А. Савицкого
Ростовский обл. музей изобр. ис-в
Рязанский обл. худ. музей
Серпуховский худ.-ист. музей
Ставропольский музей из. ис-в
Таганрогская картинная галерея
Томский обл. худ. музей
Тульский обл. худ. музей
Тюменский музей из-х ис-в
Чувашский гос. худ. музей, Чебоксары
Ярославский худ. музей
С конца 1870-х гг. искусство и сама личность В. Д. Поленова были окружены не просто славой, но прямо-таки восторженным поклонением художественной молодежи. Краски его картин казались современникам сверкающими и чарующими, воспринимались как живописное откровение. Сейчас эти восторги трудно разделить полностью, но так было...
Поленов родился в интеллигентной и родовитой дворянской семье. Отец - крупный чиновник и вместе с тем историк-археолог. Мать любительски занималась живописью. Сын унаследовал оба таланта - научный и художественный. В родительском имении Имоченцы на берегу реки Оять в Олонецкой губернии встретился юный Поленов с прекрасной русской природой. А в 1858 г. он впервые увидел Явление Христа народу А. А. Иванова. Как выяснится позже, эти две встречи окажутся важнейшими в судьбе Поленова-художника.
Поленов был разносторонне одаренным и широко образованным человеком. Учился параллельно в Петербургском университете и АХ. В 1871 г. он получает диплом юриста и, одновременно с И. Е. Репиным, большую золотую медаль за конкурсную картину Воскрешение дочери Иаира. Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Поленов действительно обрел себя как художник.
Он едет в Германию, Италию, Францию (в качестве пенсионера АХ), пишет исторические и жанровые картины, портреты. Но все более его влечет к себе пейзаж, живопись на открытом воздухе - пленэр, чистые краски. Он изучает работы замечательных французских пейзажистов, прежде всего барбизонцев. Учится непосредственно, а не через академические схемы видеть и понимать природу, постигать ее великую гармонию.
В 1876 г. Поленов возвращается в Россию. В 1878 г. на XII выставке ТПХВ появляется ныне знаменитый Московский дворик. В этой наполненной солнцем картине художнику удалось соединить непосредственность и свежесть пленэрного восприятия со столь характерным для русской пейзажной традиции целостным и одновременно интимно-теплым ощущением мира. Московский дворик - действительно целый мир, в котором каждая деталь выглядит бесконечно значимой и родной; в котором сходятся барская усадьба и жилища бедняков; который начинается фигурой ребенка на переднем плане и словно врастает в бездонное небо сверкающими в солнечных лучах маковками церкви. Человеческий мир здесь - часть безбрежно-гармоничного мира природы.
Последующие работы Поленова - Бабушкин сад (1878), Заросший пруд (1879), этюды 1881-82 гг., выполненные во время поездки в Грецию и на Ближний Восток, - упрочили за ним славу одного из лучших русских пейзажистов. Он, в сознании современников, первым в таком объеме ввел в русскую живопись европейское влияние (А. М. Васнецов), то есть принципы пленэрной живописи: чистые и более открытые краски, цветные тени, свободный мазок.
В 1882-94 гг. Поленов ведет пейзажный класс МУЖВЗ. Его учениками были И. И. Левитан, К А. Коровин, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и другие известные впоследствии мастера. Во многих поздних пейзажах художника настойчиво повторяется мотив реки, неторопливо текущей вдаль среди бескрайнего пространства русской равнины (Ранний снег, 1891; Золотая осень, 1893, и др.). Это - Родина. Такой Поленов помнил ее с детства. Пейзажи - лучшее в его наследии.
Но сам художник мечтает пойти дальше. Он лелеет грандиозный замысел - хочет продолжить дело А. А. Иванова: ...создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа. Иванову не удалось поехать в Палестину. Поленов дважды побывал там. Он изучает пейзаж, архитектуру, людские типы.
В 1888 г. художник заканчивает самую крупную свою картину - Христос и грешница. Вслед за ней появляются На Генисаретском (Тивериадском) озере (1888), Мечты (На горе) (1890-1900-е) и еще десятки работ серии Из жизни Христа (1899-1909).
В своем интересе к личности Христа Поленов не одинок среди русских художников конца XIX в., но, пожалуй, наиболее последователен. Он стремится изобразить Иисуса нравственно совершенным и в этом смысле идеальным, но одновременно и просто человеком в конкретной исторической обстановке среди реального пейзажа. Помимо Евангелия, художника вдохновляла знаменитая книга Э. Ренана Жизнь Иисуса. Поленов пытался освободить изображение евангельского предания от складывающихся веками штампов и представить: а как же было на самом деле? Тут уж в нем говорил Поленов-ученый.
Опираясь на его знания, Поленов-художник словно грезил наяву... Но, при всем таланте, он не обладал гением Иванова. Библейские эскизы последнего воспринимаются как дарованное художнику индивидуальное духовное откровение, а евангельские сюжеты Поленова - как талантливая, искренняя и живая по чувству, но - реконструкция. Этому впечатлению способствуют и сами используемые художником принципы пленэрной живописи, которые возникли в свое время для передачи зрительного восприятия живого и вечно изменчивого мира. Эта двойственность присутствует и в знаменитой картине Христос и грешница (авторское название Кто без греха? цензура заменила на Христос и блудная жена).
Поленов стремился показать Христа как гуманиста, противостоящего изуверскому догматизму фанатиков (по закону, уличенных в измене жен побивали камнями). Вдохновляла его и благородная идея защиты достоинства и равноправия женщины. Изображение Христа в исторической реальной одежде и обстановке было новаторским. Удивляла современников и яркость красок. Но Поленов использовал новые живописные принципы в целом академической по характеру композиции и потому не сумел добиться необходимой убедительности.
Задний план картины напоминает театральную декорацию. И это не случайно. Поленов много работал в театре и был одним из зачинателей реформы театрально-декорационного искусства, которая дала столь блестящие результаты в начале XX в. Он, вообще, считал, что театральное действо должно прийти на смену церковном у. В Москве на его средства был построен Дом театрального просвещения (1915). Общественная активность Поленова проявилась и в поданном в АХ протесте (совместно с В. А. Серовым) в связи с событиями 9 января 1905 г.
В своей усадьбе Борок на берегу Оки, где написаны многие пейзажи мастера, он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. Сейчас там Музей-усадьба В. Д. Поленова.
Поленов Василий Дмитриевич
У нас можно продать картину художника Поленов Василий Дмитриевич или других авторов
А также оценить картину художника Поленов Василий Дмитриевич через мессенджеры: