Г. В. Сорока родился в семье крепостного крестьянина. Восемнадцати лет он был взят в дом хозяина (имение Островки), помещика Н. П. Милюкова. Вскоре обнаружил способности к рисованию и стал одним из учеников А. Г. Венецианова, жившего неподалеку в своем имении Сафонково. В течение нескольких лет Сорока то жил в Сафонково, занимаясь под руководством своего наставника, то возвращался в Островки с каким-то заданием от него.
Становление Сороки как художника было невероятно быстрым. Его чудом сохранившиеся портретные рисунки 1842 г. говорят об умении передать сходство и о явных навыках в рисовании; картина Гумно (1843) уже достаточно профессиональна, а Кабинет дома в Островках, имении Н. П. Милюкова (1844) - одно из самых поэтичных изображений интерьера во всей русской живописи.
Творческий путь Сороки продолжался не более десяти лет, и нам достоверно известно лишь около 20 его работ, а датировка их очень приблизительна. Они не равноценны.
Наибольших успехов Сорока добился в пейзажной живописи. Флигель в Островках... (первая половина 1840-х) прямо перекликается с более поздними пейзажами русских художников конца XIX - начала XX в. Четыре пейзажа, исполненные в селе Спасском Тамбовской губернии (принадлежавшем родственникам Милюковых), - Вид на плотину, Рыбаки, Вид на озеро Молдино, Вид в имении Спасское (все ок. 1847) - поражают эпическим размахом восприятия и изображения природы. Еще три пейзажа, написанные дома, в Островках, - Вид на озеро Молдино в усадьбе Островки, Часовня в парке и Вид в Островках (все конца 1840-х), - напротив, отличаются камерным, подчеркнуто интимным характером. Кроме Кабинета дома в Островках, имении Н. П. Милюкова он написал еще одну интерьерную картину, Отражение в зеркале (1840-е), - сложную по пространственному решению и безупречную по исполнению.
В портретной же живописи Сорока был заметно скован - тут нужна была более основательная школа, чем та, которую он успел получить. Тем не менее его портрет Е. Н. Милюковой (конец 1840-х) способен соперничать со многими портретами своего времени, а автопортрет, написанный тогда же, трогает драматизмом, скрытым под внешней сдержанностью.
Судьба Сороки действительно была крайне драматична. Попытки добиться вольной окончились безрезультатно. Успевший поверить в свои возможности и ощутить себя творцом, художник продолжал зависеть от помещичьего произвола, а смерть Венецианова (1847) отняла у него не только наставника, но и заступника в тяжело сложившихся отношениях с хозяином. Известно, что в 1850-х гг. он покинул усадьбу и вернулся в родную деревню Покровское; там женился (1852), у него родились два сына, потом дочь.
Крестьянской работы Сорока не знал и зарабатывал на жизнь как художник, но писал уже не картины, а иконы (таких икон было впоследствии найдено не менее десятка); пытался преподавать рисование крестьянским детям, но попытка потерпела неудачу. Он начал сильно пить. В 1864 г. оказался каким-то образом причастен к крестьянским волнениям, начавшимся в связи с отменой крепостного права и несправедливыми условиями выкупа земли у помещика (то ли писал прошения, то ли подговаривал односельчан к неповиновению), и был наказан за это. Наказание стало последней каплей, переполнившей чашу терпения, - Сорока покончил с собой.
Сорока (Васильев) Григорий Васильевич
У нас можно продать картину художника Сорока (Васильев) Григорий Васильевич или других авторов
А также оценить картину художника Сорока (Васильев) Григорий Васильевич через мессенджеры: