Лабас Александр Аркадьевич (1900 - 1983)

Источник: Семенова. Н. Ю. Лабас. М., 2013
Александр Лабас советский живописец, график, сценограф. Родился 19 ноября 1900 в Смоленске. Семья отца, Аркадия Лабаса, происходила из Витебска. Там проживали дед Александра Лабаса — Гирш и бабушка Лея-Рони. Корни их ортодоксальной еврейской семьи уходили в Литву. Однако, сам Аркадий Лабас, отец будущего художника, не соблюдал никаких религиозных обычаев и правил.
Свое первое художественное образование Александр Лабас получил в частной студии В. Мушкетова в Смоленске. Позже, в 1910 году семья переехала в Ригу, а затем в 1912 году в Москву. После переезда в Москву Лабас поступил в Строгановское центральное художественно-промышленное училище, где занимался у С.В. Ноаковского, Д. А. Щербиновского, Ф. Ф. Федоровского. В 1915 занимался в мастерской Ф. И. Рерберга, летом 1916 посещал частную студию И. И. Машкова. С конца 1917 учился в Государственных свободных художественных мастерских у П. П. Кончаловского.
В 1919 году ушел добровольцем на фронт, где работал художником в 3-й армии Восточного фронта. В 1921 преподавал в Государственных художественных свободных мастерских в Екатеринбурге. В 1922 продолжил художественное образование в Москве, во ВХУТЕМАСе у Д. П. Штеренберга. После завершения обучения в 1924 был приглашен В. А. Фаворским преподавать в мастерских живопись и цветоведение, где, в тоот период создал серию «Сочи».
С 1924 года по приглашению В. Фаворского преподает во ВХУТЕМАСе живопись и цветоведение с профессором К. Истоминым, живопись на графическом факультете с Н. Купреяновым и рисунок с Л. Бруни. С Н. Удальцовой преподает живопись на текстильном факультете. Проработав в качестве преподавателя пять лет, увольняется из ВХУТЕМАС после ухода В. Фаворского с должности ректора Института.
В 1924 году занимался оформилением спектаклей «Свадьба» и «Дело Кречинского» в театре им. В. Ф. Комиссаржевской. В 1920-х — 1930-х годах принимал участие в выставках в России и за рубежом. В 1925 году Александр Лабас становится членом «Общества станковистов» (ОСТ).
В 1927–1929 работая маслом и акварелью создал серию работ под «Октябрь» и «Авиация». В следующие годы обращался к этим темам как в живописи, так и графике.
В 1931 году создал серию «На маневрах», а в 1932 — серию «Метрострой». В 1932–1933 занимался оформилением спектаклей. «Армия мира» в театре им. М. Н. Ермоловой (1934–1935) спектакль «Миллионер, дантист и бедняк» в ГОСЕТ.

В 1935 создал декоративные панно «Город будущего» и «Полет на луну» для московского Дома пионеров.
В 1935 во время отдыха в Крыму познакомился с немецкой художницей, выпускницей Баухауза Леони Нойман, ставшей впоследствии его женой. В 1936–1939 создавал панорамы и диорамы для советских павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937), Нью-Йорке (1939), для зала Конституций на ВСХВ (1938–1939).
В начале Второй Мировой войны эвакуирован в Ташкент, где создал серию рисунков и акварелей. После войны продолжал много работать как художник-станковист. Создал живописные и графические серии: «Коктебель» (1954–1958), «Завод» (1958), «Ленинград» (1963) и многие другие.
В 1976 в Москве состоялась персональная выставка Лабаса, приуроченная к 75-летию со дня его рождения.
Александр Лабас скончался 30 августа 1983 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.
Произведения художника находятся в коллекциях крупнейших отечественных музеев: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Лабас имел «свою тему в искусстве» и свою легко узнаваемый творческий почерк. Расцвет его искусства приходится на вторую половину 1920-х — начало 1930-х и связан с деятельностью ОСТа.
Однако и после распада «Общества станковистов», случившегося на волне борьбы с «формализмом», Лабас сохранил верность своей манере в живописи и графике, продолжая работать в ней вплоть до конца жизни.
В большинстве его произведений мастерски передан ритм жизни советской России 1920-х годов. Особое пристрастие художник имел к изображению самолетов и дирижаблей, которые только-только начали входить в жизнь молодой республики.
Александр Лабас не пользовался гротеском для заострения образа, эмоциональное начало его работ выражается ритмами цветовых пятен, стремительной динамикой мазка кисти, будь то масло, темпера или акварель.
У нас можно продать картину художника Лабас Александр Аркадьевич или других авторов
А также оценить картину художника Лабас Александр Аркадьевич через мессенджеры: